Евгений КРАВЧЕНКО– художник, творческую биографию которого можно назвать сложной по композиции и колориту. Мажорная, по-восточному яркая палитра в годы детства и юности и нежно-вдумчивая, философски-объёмная в годы зрелости. Порой строгие, порой непередаваемо тёплые, то радостные, то грустные краски Подмосковья вошли в творчество художника около сорока лет назад, когда его семья переехала в Воскресенск, а затем в Балашиху, где Евгений Кравченко живёт и трудится сегодня.
Его работы находятся в Сергиевом Посаде, Истре, Воскресенске. В Новом Иерусалиме в прошлом году была организована большая выставка, посвящённая 70-летию художника. А совсем недавно живописные произведения Евгения Кравченко выставлялись в Государственном музее Востока, здесь же в постоянной экспозиции находятся несколько его графических работ.
В небольшой квартирке художника в Балашихе всё (кажется, даже сам воздух) наполнено живописью. Это и неудивительно, ведь здесь и мастерская, и дом, и уединённая келья, и гостиная… Жена Мая (именно так – Мая) Григорьевна – художник по тканям. Всюду радуют глаз и будят воображение пёстрые восточные ткани, обивки, росписи, чудесная коллекция тюбетеек.
Этот неподдельный интерес к Востоку неслучаен: Евгений Николаевич родился в Ашхабаде, жил в Каракумах с родителями-геологами, а в 50-е годы семья переехала в Ташкент. Знаменательно, что в 20-е годы в Туркмении работал известный художник Р. Мазель, и на его полотне «Старый Ашхабад» изображено именно то место, где родился в 1937 году Женя Кравченко.
Учёба в Ташкентском художественном училище ознаменовалась знакомством с выдающимся мастером живописи Александром Николаевичем Волковым и его любимым учеником, преподававшим в училище, Павлом Петровичем Мартаковым, дружбой с сыновьями Волкова – Валерием и Александром, а также будущим знаменитым скульптором Дамиром Рузыбаевым. После учёбы ярким цветовым пятном в биографии художника стали годы работы в Маргелане, древнем городке Ферганской долины, славящемся производством абровых тканей. «Представьте, весь город затянут шёлковыми нитями, их и красят на улице, и работают с ними. Нити длиной в полкилометра!» – вспоминает художник. Работы «маргеланского периода» «Молодой месяц», «Ночь», «Чайхана в Маргелане», «Восход луны» и другие – исполнены поэзией и восторгом молодости, радостью постижения жизни. Когда я впервые познакомилась с ними, в сознании вдруг вспыхнули есенинские строки из «Персидских мотивов»:
Золото холодное луны,
Запах олеандра и левкоя.
Хорошо бродить среди покоя
Голубой и ласковой страны.
Показалось вдруг, что российский художник так же, как когда-то Есенин, окунулся в этот «ветер благоуханный» и что он смог бы понять весь таинственный смысл есенинского рыданья о «прекрасной пери»… Нетрудно вообразить моё удивление, когда действительно оказалось, что Евгений Кравченко в своё время выбрал есенинскую тему для дипломной работы. Защита диплома прошла успешно. Портрет Есенина выдержан в духе врубелевской таинственности, в этом «свете вечернем шафранного края», где «воздух прозрачный и синий» и «не удержишься взглядом, чтоб не припасть к гвоздикам».
В уютной маргеланской чайхане Евгений часто обдумывал замыслы своих произведений и однажды спросил мастера абровых тканей о том, как тот работает. Смотри, сказал мастер, – как играют листья тополей, как трепещет в них ветер. Так я, глядя на них, и получаю свои рисунки на ткани…» Народное искусство, в частности древний орнамент, порой для современного человека кажется чем-то непонятным. Но каждый символ имеет свой сокровенный смысл, «говорит» на языке простых чувств и понятий. И это вовсе не абстрактные фигурки и формы, это – выражение жизни и характера целого народа, что жил когда-то при матери-природе, соотнося все свои действия с её интересами. В этом народном «детстве» и заключается смысл любого искусства – соединить природное с социальным. И чем гармоничнее, чем объективнее это соединение, тем совершеннее произведение искусства и тем выше его мировое значение.
«Я считаю себя реалистом. В том смысле, что всегда стремился максимально приблизиться к природе, к её таинственному, порой абстрактному выражению самой себя», – эти слова художника можно считать своеобразной программой творчества. Действительно, природа удивительно фантастична. Солнечные зайчики на стене, невообразимые полоски на кошачьей спине, ковёр осенних листьев на бульваре, причудливые облака, огромное звёздное небо – что это, как не великие абстракции, самые смелые полотна, живой авангард мирового гения!
Одна из ярких, поэтичных работ мастера – «Мальвы», созданная в 1981 году в Воскресенске. Краешек небесной сини, солнечные блики, розовые лепестки цветов, выросших на подмосковной земле чуть ли не возле самого дома, – всё это трепещущим потоком льётся с полотна, как музыка, как голос волшебного сада. Есть у Кравченко работы, по колориту, ритмическому рисунку напоминающие чудесные ковры, полотнища старых народных мастеров. Таковы, например, «Тёплый ветер» (1984), «Родник» (1987), «Лунная ночь» (1997), «Инкрустация» (1997) и другие. Эта сторона его творчества как раз выдаёт в нём настоящего мастера-колориста, истинного ученика А. Волкова. И приверженность художника теме Востока ничуть не «отнимает» его, к примеру, у жителей Подмосковья, ведь он как живописец «окунул свои кисти» в нашу «зарю» и проходит в своих произведениях по родной нам заросшей тропинке, ведущей к солнечному колодцу. «Восток и Запад, они всегда разные, – говорит Евгений Кравченко. – Это очень хорошо. Но они нередко не доверяют друг другу, непонятны друг для друга. Мне хочется перемешать их, по крайней мере, на холсте, чтобы получился красивый ковёр, красивый сад, открытый для всех».
В 90-е годы Кравченко посчастливилось побывать в Йемене, Марокко, а также в Праге, Германии, Голландии и Швейцарии. Одно из этих путешествий состоялось в 1993 году в рамках совместного выставочного проекта художников Московской области и Швейцарии. В проекте приняли участие известные мастера из Подмосковья Геннадий Мызников, Вячеслав Артёмов, Татьяна Иванова и другие, со швейцарской стороны – живописец и скульптор Петер Фюрст, фотограф и скульптор Анжи, живописец и график Люба Кирова. Вначале выставка состоялась в Сергиевом Посаде, а затем очень успешно прошла в Делемонте. Был издан каталог, на обложке которого герб Подмосковья торжественно соседствует с гербом дружественной страны. Такой проект был осуществлён впервые.
Довелось мне познакомиться и с альбомными зарисовками Евгения Николаевича, которые он делает не только во время своих путешествий, но и дома чуть ли не ежедневно. Зарисовки выполнены масляной пастелью. В работах чувствуется лёгкость, свобода движения и взгляда, ритмическая отточенность и свежесть композиции. Это мгновения, выхваченные из самой жизни, мгновения, запечатлённые сердцем, будь то «Рыбный базар в Ходейде», «Деревня в окрестностях Саны», «Собор Св. Николая в Праге», «Карловы Вары» или «Морозная ночь», схваченная точным глазом мастера в подмосковной Балашихе. Запомнилась одна из недавних зарисовок «Стрижи» – взгляд из окна квартиры художника. В золотых и сиреневых отблесках птицы кажутся расколовшимися солнечными лучами, парящими во всех направлениях, всюду, куда только проникает взор. И то, что на небольшом пространстве листа создаёт художник, – живёт, движется и, кажется, звучит.
При этом почти каждая зарисовка сопровождена несколькими строками дневниковых записей, представляющих несомненный интерес, даже и с литературной точки зрения. Вот – словно стихи в прозе: «Церковь. Конец улицы. Базарчик… Вдруг дерево с жёлтыми листьями. Тёмно-коричневые, фиолетовые, красные крыши. Розовые, бежевые, бледно-жёлтые стены… Витражи Леже». Кстати, витражи – одна из граней творчества Кравченко. Я видела замечательные листы, составляющие целостную «витражную» композицию. «Витражи нужны нам, они учат нас смотреть на мир через разноцветные вспышки искусства», – утверждает художник.
Валерий Волков отметил как-то, что Евгений Кравченко умеет создавать «рисунок цветом». И это опять подтверждает высказанную нами догадку о близости его творчества свойствам и качествам самой природы, подчас «ускользающей из рук». Конечно, внутренний мир каждого человека для другого вполне может показаться абстракцией. Но несомненно одно: мы имеем дело с живописью свободной, полной гармонии и не стремящейся к внешним эффектам как самоцели. На полотнах мастера окружающий мир просто живёт так, как воспринимает его участливая душа Евгения Кравченко.