Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 09 марта 2021 г.
Литература Библиосфера

Сага оптимиста

09 марта 2021

Абрам Хаит. Судьбой начертано,  – М.: У Никитских ворот, 2021. – 272 с. – 500 экз.

Абрам Хаит в книге «Судьбой начертано, жизнью испытано» решил одну из сложнейших в литературе задач. Автобиографическое повествование он сделал интересным для всех. Как он этого достиг? Давайте разбираться. Хаит всю жизнь провёл в научной среде, он из тех «физиков», что не замыкались, подобно нынешним технарям, в узколобом цифровом гетто, а вместе с «лириками» не чужды были слову, были гуманитариями в высоком смысле. Принадлежность к этому сословию сделала литературу второй судьбой для Абрама Хаита. Из этого опыта выросло понимание того, что недостаточно просто описать свою жизнь, как бы ни занимательны были её коллизии, надо придать всему этому художественность. Ведь художественность – это то, что увлекает больше любого, даже самого диковинного факта.

Роман Хаита этой художественностью обладает в полной мере.

Второе качество, о котором сразу стоит сказать, – это предельный эмоциональный накал. С первых страниц, когда начинается рассказ о семье, автор заставляет нас сопереживать тем евреям, которых в 1915 году гнали из родимых мест, ломая судьбы, заставляя мучительно искать спасения для своих семей. Близкие Иосифа, главного героя романа, пережили это, и затем Иосифу с детства приходилось многое преодолевать, а натурам тонким, эстетическим это в иные исторические периоды даётся ох как непросто. Образность мыслей Хаита, его стремление следовать не линии жизни, а создавать большое движимое и волнующееся человеческое пространство поражает. Так, в первых главах в центре повествования дом, где вырос Иосиф, и дерево около него. Они воспринимаются не как антураж, а как полноценные герои, и не случайно. Когда Иосиф болеет, с деревом тоже что-то случается, когда он поправляется – оживает и дерево. Метафора достаточно прямая, но от этого не менее впечатляющая.

Невозможно писать о двадцатом веке, не внеся в повествование судьбы, опалённые войной. Не было потому что таких судеб. У героя романа воевали старшие братья. Он показывает войну через их разговоры, воспоминания, и это придаёт тексту выдающуюся достоверность.

Взаимоотношения в семье – тема тонкая и в жизни, и в литературе. Здесь легко впасть в сюсюканье, не заметить, как фальшь въедается в слова. Описывая семью, легко как утонуть в неважных частных деталях, так и фанатично следовать каноническим заветам жанра, что не всегда полезно для прозы. Хаит рассказывает обо всём, происходящем между близкими, всегда в интересном ракурсе, с большим подтекстом и с необходимой деликатностью:

«Так что Самуил был прав, говоря о том, что младший брат похож на обоих своих старших братьев, которые сами по себе друг на друга совсем не похожи.

О чём это говорит – никто не знал, но все гордились тем, что они братья – дети одних родителей, которых бесконечно любили».

Та часть книги, что посвящена взрослой жизни героя, изобилует инверсными деталями. Тогда всем было нелегко. Бытовые условия создавали массу проблем, но и это никак не мешало людям нести свет, относиться друг к другу с сочувствием и состраданием.

Хаит много рассуждает в книге, много рассуждают и его герои. Это, возможно, одно из главных качеств интеллигенции – не принимать жизнь в слепоте или жизнь по чужим лекалам, а до всего доходить самим, всё оценивать сквозь призму объективного анализа.

Хаит всегда ставит во главу угла человека. Видимо, и сам он жил, исключая эгоизм, жил тем, что люди вокруг него необычайно ценны не только для воспоминаний, но и для ощущения полноты бытия. Описывая людей, Хаит тщательно работает над всеми речевыми характеристиками. Через диалог он показывает, как насыщенна жизнь людей, когда внутри у них вдоволь душевного тепла. Мастерски Хаит описывает и места, природу, пейзажи. В жизни какого человека не было своего Крыма, Крыма детства, Крыма юности, Крыма романтики! Для Хаита Крым – это ещё и геополитическое явление, и он видит Крымский мост и трассу «Таврида», появившиеся совсем недавно, как линии, дающие миру правильность и цельность.

Книга начинается так: «Какие бы планы ни строил человек, судьба по-своему распоряжается его жизнью».

Судьбе было угодно так, чтобы Абрам Хаит покинул этот мир вскоре после выхода этой книги. За его плечами огромная жизнь, жизнь, которую он запечатлел, тем самым обессмертив себя.

Читайте эту книгу, в ней история двадцатого века не в громких заявлениях политиков, а судьбах обычных людей, которые, преодолевая трудности, создавали то, что позволяет пока нашей планете не улететь в тартарары

Тэги: Максим Замшев
Обсудить в группе Telegram

Максим Замшев

Максим Адольфович Замшев. Поэт, прозаик, публиц... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Это моя Земля. Поморье»

    11.11.2022
  • Мы в Telegram

    26.09.2022
  • Весь мир в улыбке

    21.09.2022
  • Закончим «Русской весной»

    14.09.2022
  • Максим Замшев в Бункере

    06.09.2022
  • Пусть растут!

    438 голосов
  • Мы в Telegram

    235 голосов
  • Новая книга Максима Замшева

    132 голосов
  • Не хотим, как в Париже

    118 голосов
  • Максиму Замшеву – 50!

    113 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS