А.С. Дёмин. Древнерусская литература как литература (О манерах повествования и изображения). / Отв. ред. доктор филол. наук В.П. Гребенюк. − М.: Языки славянской культуры, 2015. − 488 с. − (Studiaphilologica).
Анатолий Дёмин так объясняет пафос своего труда, отличающий его от других (не)подобных: «Художественную ценность древнерусских апокрифов исследователи отмечали издавна, но обоснованием этого, то есть прежде всего систематическим обозрением изобразительных средств, не занимались: руки не доходили до вроде бы неинтересных «мелочей»…» В целом книгу Дёмина можно охарактеризовать как углублённое – в продолжение его известных исследований древнерусской художественности – проникновение в поэтику литературного творчества давних лет. Великой эпохи, когда литература наша делала лишь первые, но знаменательные шаги на пути к вершинам Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого… Не было бы древнерусских подвижников Слова – не было бы и этих высот, которыми по праву гордится всякий русский!
Конечно, книги такого рода всегда подстерегает опасность уподобиться археологическим раскопкам. Да и называются древнерусские тексты памятниками. Пути их изучения самые разные: от скрупулёзной текстологической описательности до широких обобщений, которыми прославился академик Дмитрий Лихачёв. Анатолий Дёмин на протяжении десятилетий идёт по своему пути, не исключающему вышеназванных, но и отличающемуся от них собственным, оригинальным взглядом на предмет. Для него пространство древнерусской литературы – невероятно живой, насыщенный сонмами ликов, деталей, фигур и событий мир, конкурирующий с нашей современностью и во многом побеждающий её по силе духа и воли. Отсюда – внимание к тому, что учёный скромно называет «мелочами». Ведь «образность как раз и начинается с мелочей, на них стоит обратить внимание». Очевидно, за такой «формулой» скрывается изящество научной мысли и её изложения, основанного на живых реалиях литературного письма, а не омертвелых глыбах древних монументов.
В книге рассматриваются «Повесть временных лет», «Слово о Законе и Благодати», «Сказание о Борисе и Глебе», «Слово о полку Игореве». Особое внимание уделяется такому малоизученному феномену, как «поэтика превращений», когда усилием авторской воли абстрактные понятия превращались в воображаемые предметные объекты.
Поэтика древнерусской литературы XI–XII вв. вмещает в себя в книге Дёмина теорию автора, жанра (в особенности литературных циклов), сюжетологию, типологию выразительных средств (в том числе и лексических), повествовательных манер и т.п.
Исследователь затрагивает и такую загадочную сферу, как литературные предсказания будущего, что позволяет ему вплотную подойти к ещё одной малоисследованной проблеме – степени ментального разнообразия в тот или иной период.
В целом книгу ведущего учёного-древника можно назвать сводом избранного, отражающим движение его оригинальной научной мысли: к восстановлению подлинного значения древнерусской литературы как Литературы, сумевшей запечатлеть и донести – сквозь века – сакральность художественного Слова.