Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 19 декабря 2024 г.
Культура

«Саламбо»: между Большим и Мариинкой

19 декабря 2024
пресс-служба  Большого театра

В декабре на сцене Большого театра состоялась премьера оперы «Саламбо» Модеста Мусоргского. Это первая, незаконченная опера композитора. Музыкальную историю о трагической любви между карфагенской жрицей Саламбо и лидером восставших ливийских наёмников Мато создали два ведущих театра страны: Мариинский и Большой.

Музыкальный руководитель и дирижёр спектакля — Валерий Гергиев. Режиссёр-постановщик —Сергей Новиков, известный своими смелыми и убедительными экспериментами. Зрители услышали великолепные голоса солистов Мариинского театра: Юлию Маточкину, Михаила Петренко, Мирослава Молчанова, Сергея Центия и других исполнителей. Большой театр предоставил свой симфонический оркестр. Постановка прошла в рамках фестиваля «Наш Мусоргский. Из глубины…», посвящённого 185-летию со дня рождения композитора, сыгравшего одну из важнейших ролей в формировании самобытной национальной оперы.

Режиссёр Сергей Новиков любит смешивать разные виды искусства на сцене, создавая весьма убедительные сочетания. Поскольку опера «Саламбо» не завершена и имеет много лакун, органичными были прозаические монологи военачальника Карфагена Гамилькара Барки в исполнении Владимира Стеклова. Его речи погружали в атмосферу площади древнего полиса и поражали энергией, страстью, затаённой болью за судьбу народа. Александр Олешко, который уже работал с Новиковым, сыграл раба Гамилькара Барки, испившего до дна чашу отцовского страдания. Когда совет города решает принести мальчиков из богатых семей в жертву беспощадному богу Молоху, Гамилькар Барка подменяет своего родного Ганнибала, будущего великого полководца, сыном раба. 

Сама картина жертвоприношения детей стала кульминацией спектакля. Тонкие, печальные детские голоса сливались со взрослым хором и мощным басом Мирослава Молчанова, исполнившего Аминахорета, верховного жреца Молоха. Над всеми ними возвышался грандиозный рогатый истукан с пламенем в животе и налитыми красным сиянием глазами: Молох не приемлет ничего, кроме самого дорого. Нравственным Антиподом басу Молчанова было нежное, глубокое, чувственное меццо-сопрано Юлии Маточкиной, исполнительницы партии Саламбо, дочери Гамилькара Барки и жрицы светлой богини Таниты. Прекрасным партнёром для Маточкиной был Михаил Петренко, подаривший свой бархатистый бас лидеру ливийских наёмников Мато, сценическому возлюбленному и противнику Саламбо. 

Саламбо – Юлия Маточкина. Мато – Михаил Петренко. Фото – Дамир Юсупов

Голос Петренко передал и отчаянную дерзость этого персонажа, его готовность идти до конца за справедливостью для своих товарищей, и способность на глубокое чувство любви. В финале, когда Мато жестоко пытают всем ликующим Карфагеном, Сергей Новиков опять соединяет два жанра: классический театр и видеоклип, и делает это ярко и напряжённо, и зритель практически не замечает, что музыка Мусоргского кончилась. Печальная свадьба Саламбо с человеком, предавшим Мато, мучительная смерть Мато на глазах Саламбо и её собственное падение без чувств – то ли в глубокий обморок, то ли в объятия светлой богини Таниты, которая сжалилась над своей бедной жрицей и забрала к себе, остановив девушке сердце, оставляет зрителя глубоко потрясённым безжалостностью и красотой человеческих судеб. Ещё долго после спектакля можно размышлять о неоднозначности понятий добра и зла, о цене власти и победы. 

Мато – Михаил Петренко. Фото – Дамир Юсупов

В основу оперы «Саламбо» двадцатичетырёхлетний, малоопытный и безоговорочно гениальный Модест Мусоргский взял одноимённый роман Гюстава Флобера, опубликованный в начале 1860-х в журнале «Отечественные записки». Работа над оперой продолжалась около трёх лет, но по ряду причин так и не была завершена. В клавире композитор записал около половины оперы, оркестровать же успел всего три номера. По заказу Мариинского театра в 1989 году композитор Вячеслав Наговицын создавал оркестровую редакцию. Произведение было расширено поздними оркестровками Николая Римского-Корсакова и Виссариона Шебалина. Кроме того, в ту версию «Саламбо», которую смогли услышать зрители Большого, вошла музыка Модеста Мусоргского, по стилистике и настроению близкая этому произведению. Художественный руководитель и директор Мариинского театра Валерий Гергиев считает постановку «Саламбо» невероятно важной: наследие Модеста Мусоргского должно быть на каждой оперной сцене России – это глубокое личное убеждение Гергиева.

Незаконченность оперы «Саламбо», её фантазийность, сказочность и вместе с тем жёсткость вопросов и тем, которые она поднимает, может вдохновить ещё немало режиссёров. Сергей Новиков взял на себя смелость сделать первую, потенциально классическую постановку оперы. Скоро ли появятся другие версии, покажет время, тем более что мы как раз живём в эпоху незаконченных, и при этом стержневых конфликтов.


Обсудить в группе Telegram

Анна Артемова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Ты не покинь меня, моя живая память»

    09.05.2025
  • «Лёгкая кавалерия» взяла Москву

    08.05.2025
  • Одна на всех. У каждого – своя

    07.05.2025
  • Дом науки и культуры, Ковчег, Театр оперы и балета

    05.05.2025
  • Татьяна Аксюта: «Ромео и Джульетта всегда будут на первом месте»

    02.05.2025
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS