Народному артисту России исполняется 55 лет, из которых на большой сцене он 36, а с учётом выступлений в детском хоре – 39.
Погудин — фигура не только заметная, но и любимая. На его московские концерты едут из Рязани и Волгограда и летят из Омска и Владивостока, на спектакль в Тарханах мчатся из Москвы и Петербурга.
Обожаемый зрителями, задариваемый цветами, все годы работы собирающий аншлаги на всех сценах, обладатель множества премий упорно «невидим» критиками, не входит ни в одну тусовку, его до обидного редко показывают по телевидению.
Олег Погудин родился в Ленинграде 22 декабря 1968 года. В 1979–1982 годах был солистом детского хора Ленинградского радио под управлением Ю.М. Славнитского. Факт этот вызывает непреходящее умиление журналистов и поклонников, при этом мало кто думает о том, что мальчик, поющий в хоре, – это всегда драма. Голос после мутации может сохраниться, а может и исчезнуть. Написать, что везёт не всем, – приукрасить действительность, причём очень сильно. Тех певцов, чьи голоса пережили возрастную мутацию, совсем немного: Михаил Александрувич, Макс Ценчич, Олег Погудин. Вообще вундеркинд – это всегда игра с судьбой, вспомним Серёжу Парамонова или Нику Турбину.
Погудину повезло. В 1985 году он поступил в Ленинградский институт театра музыки и кинематографии (ныне – РГИСИ). Его педагогами были А.Н. Куницын и Г.А. Барышева. «Именно Александр Николаевич, – считает Олег Евгеньевич, – воспитал в нас любовь к родной речи – даже не к речи, к Слову в высшем, почти божественном его понимании». А Галина Андреевна Барышева была ученицей Василия Осиповича Топоркова – последователя и друга Станиславского. Так что МХАТ, его основоположники, Серебряный век, великая театральная культура прошлого оказались на расстоянии вытянутой руки.
Уже в студенческие годы станет виден художественный интерес артиста прежде всего к слову (потом он скажет: «Я выхожу на сцену как поэт»), постоянство его интересов, последовательность художественного делания.
Погудин сделал учебную работу по Гумилёву и через годы вышел с его стихами на сцену Кремлёвского дворца.
Артист неоднократно говорил о своей любви к поэзии Ахматовой (и получил её статуэтку как зримое выражение Царскосельской художественной премии) и включил её стихи в два больших концерта-спектакля – «Серебряный век» и «Ар-деко».
Говорил о своей любви к Мандельштаму и тоже «вывел» его стихи на огромные концертные площадки, открыв поэта для многих зрителей.
И это не просто достойный выбор. Это выбор виґдения и художественной своей судьбы. Ахматова, Гумилёв, Мандельштам – акмеисты, поэты направления, в котором базовыми концептами являются темы созидания, строительства храма или собора, мастерства.
Для акмеистов поэт ассоциировался с зодчим («Будьте искусным зодчим», – призывал Кузмин), стихотворение – с памятником архитектуры. Материал поэзии, слово, – камень. Как зодчий воздвигает собор, используя камни, так и поэт выстраивает своё художественное мироздание посредством слов. И работа Погудина – это именно мастерство созидания, у этого артиста не увидишь модной «деконструкции», постмодернистских прочтений, «ломки нарратива», о которых так любят писать театральные журналы. Всё, что он делает, – это реконструкция, поиск, восстановление, возвращение в культурный обиход… это тяжёлый труд… вечное ахматовское «Когда б вы знали, из какого сора...».
Первый «взрослый» сольный концерт Олега Погудина состоялся в 1987 году.
Отстаивая романс, спасая в 90-е лирическую песню советского периода, исполняя в программе «Народная песня» не только мягко-лирическую «Метелицу», но и «Колодников», рисуя картину отечественной жизни во всей её полноте, трагической, но и прекрасной сложности, Погудин возвращает нам самих себя.
В 1999 году Олег Погудин получил Царскосельскую художественную премию с формулировкой «За постижение души русского романса». В хорошей компании – вместе с Ростроповичем, Любимовым, Гергиевым, Камбуровой. На вручении Галина Вишневская сравнила голос артиста со звучанием серебряного колокольчика. Эпитет «серебряный голос России» начинает сопровождать почти каждое упоминание о его концерте.
Однако происходит нечто не до конца понятное многим поклонникам. «Романсист» делает программы, посвящённые французской и итальянской песне, извлекает из омута забвения имя Владимира Сабинина, поёт Окуджаву, ставит как режиссёр огромные эпические полотна о судьбе искусства на переломе эпох «Золотой век» – «Серебряный век» – «Ар-деко» и спектакль «Мелодия рассвета» по греческой песне-рембетико, на который три года не достать билеты в театрах двух столиц, собирает вокруг себя коллектив, который называет ТРОП – Театр Романса Олега Погудина, вновь играя словом.
В январе 2020-го зрители, увидев первую «Мелодию рассвета», выйдя из зала, ринулись в кассу узнать, когда следующий спектакль. В октябре 2023 года ТРОП выпустил ещё одну премьеру – «Лермонтов. Я к вам пишу». И снова аншлаг, билеты заканчиваются за две недели до спектакля.
Почему? Где та точка бифуркации, где тот заветный поворот, который ищет каждый творческий человек, от профессионализма и признания к славе и всенародной любви? Каждый ли артист может выйти за границы амплуа и рамки жанра? Какими качествами надо обладать для этого?
Возможно, для ответа на этот вопрос стоит присмотреться к ещё одному исполнителю, с которым творческая жизнь Олега Евгеньевича связана уже 35 лет. Речь идёт об Александре Вертинском.
Его Вертинский – утешитель (несмотря на часто злую иронию), и базовые концепты его творчества христианские.
Я был за тех, кому горше и хуже,
Я всегда был для тех,
кому жить тяжело.
И в этих строчках – во многом ответ на вопрос, как талантливый и профессиональный человек становится имеющим право сказать «меня любит народ».
В театре Олега Погудина много от эстетики театра 60-х, в котором всё внимание сосредотачивалось на актёре и произносимом им слове. При этом есть и одно крайне существенное отличие. Если Юрий Любимов, например, в своих опытах шёл от слова, то Погудин – и от музыки, и от слова одновременно. Он музыкант, и музыка на равных со словом составляет канву его концертов-спектаклей.
Их история началась с программы «За столом семи морей», потом появились «Трагический тенор эпохи», «Серебряный век», «Золотой век», «Эдемский вечер», «Вертинский+. Литературное кабаре», «Царскосельские лебеди», «Мелодия рассвета», «Ар-деко». В 2023 году «Золотой век» и «Серебряный век» получили всероссийскую поэтическую премию имени Андрея Дементьева за вклад в развитие и популяризацию поэтического творчества. Жизнь, реализация и трагедия таланта в ХХ веке – это та тема, которая давно волнует артиста.
Но создание трилогии «Золотой век» – «Серебряный век» – «Ар-деко» – это ещё и рассказ о судьбах искусства на крутых поворотах истории, в соблазнах кровавой эпохи. А ещё о том, что:
В сущности, так немного
Мы просим себе у Бога:
Любовь и заброшенный дом,
Луну над старым прудом
И розовый куст у порога…
Георгий Адамович, чьи стихи звучат в спектакле, вспоминая своего учителя Иннокентия Анненского, писал о его всепоглощающей жалости к людям, которым «от судеб защиты нет».
Вот эта жалость и любовь к людям, рассказ о том, как важно уметь тихонько любить, и стали доминантой «Ар-деко».
О «Мелодии рассвета» СМИ напишут: «Спектакль, поставленный на, казалось бы, далёком от нас материале, на материале непростом – там есть и Блок, и Кавафис в переводе Бродского, – волею его создателя оказался спектаклем про нас. Он про любовь, детство, бедность, надежду, встречу и разлуку…»
Про «Лермонтова...» сразу скажут: «Спектакль про любовь и разлуку, веру и безверие, отчаяние и спасение». А ещё в ткань спектакля вплетены 19 романсов на стихи поэта. От сложного второго романса Демона до давно считающегося народным «Выхожу один я на дорогу».
Все спектакли и концертные программы Олега Погудина, где бы они ни происходили – в Москве, Париже или в Афинах, – об одном: об отчаянной попытке человека отстоять свой мир, о дарах и утратах, о поражениях и победах. В них смех, и слёзы, и солнце, и дождь, жизни нашей и утро, и ночь…
И это понятно, ведь главный герой всех спектаклей – поэт.
У Олега Погудина множество наград и званий. Но уже можно сказать, что, когда мы говорим о нём, входящее в систему государственных наград звание превращается в нечто большее. Олег Погудин – народный артист России. Не только по званию, но и по сути.
Анна Сокольская