Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 20 декабря 2023 г.
Культура

Сам романс выбрал его

Олег Погудин: вне границ амплуа и рамок жанра

20 декабря 2023
Виталий Татаринович

Народному артисту России исполняется 55 лет, из которых на большой сцене он 36, а с учётом выступлений в детском хоре – 39.

Погудин — фигура не только заметная, но и любимая. На его московские концерты едут из Рязани и Волгограда и летят из Омска и Владивостока, на спектакль в Тарханах мчатся из Москвы и Петербурга.

Обожаемый зрителями, задариваемый цветами, все годы работы собирающий аншлаги на всех сценах, обладатель множества премий упорно «невидим» критиками, не входит ни в одну тусовку, его до обидного редко показывают по телевидению.

Олег Погудин родился в Ленинграде 22 декабря 1968 года. В 1979–1982 годах был солистом детского хора Ленинградского радио под управлением Ю.М. Славнитского. Факт этот вызывает непреходящее умиление журналистов и поклонников, при этом мало кто думает о том, что мальчик, поющий в хоре, – это всегда драма. Голос после мутации может сохраниться, а может и исчезнуть. Написать, что везёт не всем, – приукрасить действительность, причём очень сильно. Тех певцов, чьи голоса пережили возрастную мутацию, совсем немного: Михаил Александрувич, Макс Ценчич, Олег Погудин. Вообще вундеркинд – это всегда игра с судьбой, вспомним Серёжу Парамонова или Нику Турбину.

Погудину повезло. В 1985 году он поступил в Ленинградский институт театра музыки и кинематографии (ныне – РГИСИ). Его педагогами были А.Н. Куницын и Г.А. Барышева. «Именно Александр Николаевич, – считает Олег Евгеньевич, – воспитал в нас любовь к родной речи – даже не к речи, к Слову в высшем, почти божественном его понимании». А Галина Андреевна Барышева была ученицей Василия Осиповича Топоркова – последователя и друга Станиславского. Так что МХАТ, его основоположники, Серебряный век, великая театральная культура прошлого оказались на расстоянии вытянутой руки.

Уже в студенческие годы станет виден художественный интерес артиста прежде всего к слову (потом он скажет: «Я выхожу на сцену как поэт»), постоянство его интересов, последовательность художественного делания.

Погудин сделал учебную работу по Гумилёву и через годы вышел с его стихами на сцену Кремлёвского дворца.

Артист неоднократно говорил о своей любви к поэзии Ахматовой (и получил её статуэтку как зримое выражение Царскосельской художественной премии) и включил её стихи в два больших концерта-спектакля – «Серебряный век» и «Ар-деко».

Говорил о своей любви к Мандельштаму и тоже «вывел» его стихи на огромные концертные площадки, открыв поэта для многих зрителей.

И это не просто достойный выбор. Это выбор виґдения и художественной своей судьбы. Ахматова, Гумилёв, Мандельштам – акмеисты, поэты направления, в котором базовыми концептами являются темы созидания, строительства храма или собора, мастерства.

Для акмеистов поэт ассоциировался с зодчим («Будьте искусным зодчим», – призывал Кузмин), стихотворение – с памятником архитектуры. Материал поэзии, слово, – камень. Как зодчий воздвигает собор, используя камни, так и поэт выстраивает своё художественное мироздание посредством слов. И работа Погудина – это именно мастерство созидания, у этого артиста не увидишь модной «деконструкции», постмодернистских прочтений, «ломки нарратива», о которых так любят писать театральные журналы. Всё, что он делает, – это реконструкция, поиск, восстановление, возвращение в культурный обиход… это тяжёлый труд… вечное ахматовское «Когда б вы знали, из какого сора...».

Первый «взрослый» сольный концерт Олега Погудина состоялся в 1987 году.

Отстаивая романс, спасая в 90-е лирическую песню советского периода, исполняя в программе «Народная песня» не только мягко-лирическую «Метелицу», но и «Колодников», рисуя картину отечественной жизни во всей её полноте, трагической, но и прекрасной сложности, Погудин возвращает нам самих себя.

В 1999 году Олег Погудин получил Царскосельскую художественную премию с формулировкой «За постижение души русского романса». В хорошей компании – вместе с Ростроповичем, Любимовым, Гергиевым, Камбуровой. На вручении Галина Вишневская сравнила голос артиста со звучанием серебряного колокольчика. Эпитет «серебряный голос России» начинает сопровождать почти каждое упоминание о его концерте.

Однако происходит нечто не до конца понятное многим поклонникам. «Романсист» делает программы, посвящённые французской и итальянской песне, извлекает из омута забвения имя Владимира Сабинина, поёт Окуджаву, ставит как режиссёр огромные эпические полотна о судьбе искусства на переломе эпох «Золотой век» – «Серебряный век» – «Ар-деко» и спектакль «Мелодия рассвета» по греческой песне-рембетико, на который три года не достать билеты в театрах двух столиц, собирает вокруг себя коллектив, который называет ТРОП – Театр Романса Олега Погудина, вновь играя словом.

В январе 2020-го зрители, увидев первую «Мелодию рассвета», выйдя из зала, ринулись в кассу узнать, когда следующий спектакль. В октябре 2023 года ТРОП выпустил ещё одну премьеру – «Лермонтов. Я к вам пишу». И снова аншлаг, билеты заканчиваются за две недели до спектакля.

Почему? Где та точка бифуркации, где тот заветный поворот, который ищет каждый творческий человек, от профессионализма и признания к славе и всенародной любви? Каждый ли артист может выйти за границы амплуа и рамки жанра? Какими качествами надо обладать для этого?

Возможно, для ответа на этот вопрос стоит присмотреться к ещё одному исполнителю, с которым творческая жизнь Олега Евгеньевича связана уже 35 лет. Речь идёт об Александре Вертинском.

Его Вертинский – утешитель (несмотря на часто злую иронию), и базовые концепты его творчества христианские.

Я был за тех, кому горше и хуже,

Я всегда был для тех,

                кому жить тяжело.


Виталий Татаринович

И в этих строчках – во многом ответ на вопрос, как талантливый и профессиональный человек становится имеющим право сказать «меня любит народ».

В театре Олега Погудина много от эстетики театра 60-х, в котором всё внимание сосредотачивалось на актёре и произносимом им слове. При этом есть и одно крайне существенное отличие. Если Юрий Любимов, например, в своих опытах шёл от слова, то Погудин – и от музыки, и от слова одновременно. Он музыкант, и музыка на равных со словом составляет канву его концертов-спектаклей.

Их история началась с программы «За столом семи морей», потом появились «Трагический тенор эпохи», «Серебряный век», «Золотой век», «Эдемский вечер», «Вертинский+. Литературное кабаре», «Царскосельские лебеди», «Мелодия рассвета», «Ар-деко». В 2023 году «Золотой век» и «Серебряный век» получили всероссийскую поэтическую премию имени Андрея Дементьева за вклад в развитие и популяризацию поэтического творчества. Жизнь, реализация и трагедия таланта в ХХ веке – это та тема, которая давно волнует артиста.

Но создание трилогии «Золотой век» – «Серебряный век» – «Ар-деко» – это ещё и рассказ о судьбах искусства на крутых поворотах истории, в соблазнах кровавой эпохи. А ещё о том, что:

В сущности, так немного

Мы просим себе у Бога:

Любовь и заброшенный дом,

Луну над старым прудом

И розовый куст у порога…


Георгий Адамович, чьи стихи звучат в спектакле, вспоминая своего учителя Иннокентия Анненского, писал о его всепоглощающей жалости к людям, которым «от судеб защиты нет».

Вот эта жалость и любовь к людям, рассказ о том, как важно уметь тихонько любить, и стали доминантой «Ар-деко».

 О «Мелодии рассвета» СМИ напишут: «Спектакль, поставленный на, казалось бы, далёком от нас материале, на материале непростом – там есть и Блок, и Кавафис в переводе Бродского, – волею его создателя оказался спектаклем про нас. Он про любовь, детство, бедность, надежду, встречу и разлуку…»

Про «Лермонтова...» сразу скажут: «Спектакль про любовь и разлуку, веру и безверие, отчаяние и спасение». А ещё в ткань спектакля вплетены 19 романсов на стихи поэта. От сложного второго романса Демона до давно считающегося народным «Выхожу один я на дорогу».

Все спектакли и концертные программы Олега Погудина, где бы они ни происходили – в Москве, Париже или в Афинах, – об одном: об отчаянной попытке человека отстоять свой мир, о дарах и утратах, о поражениях и победах. В них смех, и слёзы, и солнце, и дождь, жизни нашей и утро, и ночь…

И это понятно, ведь главный герой всех спектаклей – поэт.

У Олега Погудина множество наград и званий. Но уже можно сказать, что, когда мы говорим о нём, входящее в систему государственных наград звание превращается в нечто большее. Олег Погудин – народный артист России. Не только по званию, но и по сути.

Анна Сокольская 

Тэги: Юбилей Народный артист
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • ОТ ВСЕЙ ДУШИ

    25.12.2024
  • Юбилей на родной сцене

    19.12.2024
  • Путь богини

    19.12.2024
  • Мелодия советского жизнелюбия

    09.11.2024
  • Ах, Самара-городок

    01.11.2024
  • Аплодисментами не делятся

    42 голосов
  • Скинув плащ лицедейства

    16 голосов
  • Громко, но без скандала

    2 голосов
  • Век Ансимова

    2 голосов
  • Скончался Народный артист СССР Армен Джигарханян

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS