Юрий Козлов – один из самых интересных сегодняшних писателей. Его романы «Одиночество вещей», «Колодец пророков», «Реформатор», «Закрытая таблица», «Проситель» и другие произведения пользуются успехом у читателей и серьёзных литературных критиков. В романах Юрия Козлова причудливо сочетаются прошлое, настоящее и будущее, а современность предстаёт в совершенно неожиданном ракурсе. Многое из того, о чём писал Юрий Козлов как о реально свершившемся, действительно спустя некоторое время свершалось. Поэтому некоторые критики называют его произведения пророческими.
– Ваши последние романы дали повод некоторым критикам заявлять, что Козлов отошёл от жанра народного романа и переключился на элитарную прозу, рассчитанную на узкий круг интеллектуалов...
– Это не так. Мне кажется, нет элитарной прозы. Есть проза хорошая и проза плохая. И в то же самое время есть проза, которую читают все и которую читают не все. Читатели – люди разные. Одни ценят красоту и глубину мысли. Другие – узнаваемость характеров. Третьи – стремительность действия. Я всегда пытаюсь совместить эти вещи, но, к сожалению, получается не всегда. Но я не отчаиваюсь по этому поводу. Мне кажется, что сам процесс поиска ответов на интересные вопросы – уже своего рода детектив, но детектив особенный, в чтении которого вовлекаются ум, сознание и душа. У меня есть читатели, которые понимают, о чём я пишу и что хочу сказать. Есть и критики, которые достаточно объективно оценивают мои произведения. У каждого писателя в литературе – свой «шесток», и я на своём ощущаю себя вполне нормально.
– Ваш творческий метод определяют по-разному. Например: магический реализм. А как вы его определяете?
– Я бы назвал его «социально-психологический реализм». Мы недооцениваем важность социального самочувствия общества. А именно оно, между тем, определяет и формирует не только отношения между человеком и государством, но и отношения между людьми: родителями и детьми, мужчиной и женщиной, учителями и учениками… Российский капитализм – это уникальный социальный строй, породивший новый тип отношений между людьми. Первым исследователем этих отношений, основанных на абсолютном попрании социальной справедливости, приведении народа в состояние «быдла», стимуляции всех и всяческих – нравственных и физических – пороков, был Ф.М. Достоевский. Он гениально провидел грядущую революцию, которая «исправила» одно зло другим. Мне кажется, самая интересная и захватывающая сегодня тема – это варианты ответа на два вопроса: когда рухнет российский капитализм и что будет после него?
– Что сейчас на рабочем столе писателя Козлова?
– Я заканчиваю работу над новым романом, предварительное название которого «Реальная стоимость». Отрывок из него я и предложил «Литературной газете». Это, если можно так выразиться, экспериментальный роман, состоящий из трёх частей. Первая часть – завязка сюжета. Вторая – философская его подоплёка. И, наконец, третья – сплошное, тотальное действие, как в самом «крутом» детективе. Сразу оговорюсь, что отрывок в «Литературной газете» – из второй части романа.
– «Роман-газета», которую вы возглавляете, недавно отметила 80-летний юбилей. Как поживает «старушка»? Что в планах?
– Как поётся в известной песне, «бабушка здорова». «Роман-газета» остаётся одним из немногих изданий, которое дарит нашему читателю нормальную русскую современную литературу. Если говорить, например, о плане 2009 года, то мы начнём публикацию большого документального романа Святослава Рыбаса «Сталин», где личность вождя показана в контексте эпохи. Мы продолжим цикл романов о войне Николая Наумова. Причём если исследование Рыбаса можно считать апологетикой Сталина, то Наумов не стесняется писать о просчётах Сталина, ошибках, допущенных во время войны. Это произведение выполняет просветительскую миссию, передаёт сам дух той эпохи, объективно рассказывает о том, чем была война для нашего народа.
Мы также напечатаем биографическую прозу Владимира Личутина «Сон золотой», писателя, внёсшего большой вклад в развитие русского языка. Как стилист, как художник слова он является одним из ведущих русских писателей.
Мы напечатаем рассказы о русской природе Василия Пескова. Затем выпустим сборник современной российской прозы, где большинство авторов будет представлять провинцию, и сборник молодёжной российской прозы, где будут представлены произведения Захара Прилепина – нынешнего лауреата премии «Национальный бестселлер», прозу о чеченской войне которого мы печатали в своё время. Напечатаем повесть Сергея Шаргунова. Затем выпустим сборник «Русские биографии». Это книга известного критика Михаила Лобанова об Островском. Она выходила ещё в Советском Союзе. Сейчас мы дадим её в новой редакции. И, наконец, мы напечатаем «Биографии русских юродивых» Юрия Рябинина. Это тоже совершенно неожиданный взгляд на историю нашей страны через поведение людей блаженных, дающий большую пищу для размышлений.
В резерве у нас Алексей Варламов с романом о Булгакове, Татьяна Москвина с острой детективной прозой, петербургский писатель Борис Алмазов с романом о Ермаке. Одним словом, портфель у нас большой. Мы стараемся донести до читателя лучшие произведения современной русской литературы. Мы уже устали говорить о государственной поддержке литературных изданий, о централизованной подписке на них для российских библиотек. Другой возможности выжить у литературных журналов сегодня нет. Я очень надеюсь, что новые люди в правительстве решат эту проблему, обратят внимание и на наш журнал.
Беседу вёл