Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 16 сентября 2020 г.
  4. № 37 (6752) (16.09.2020)
Искусство

«Самое главное в музыке – мысль, усиленная эмоцией»

Валерию Калинину – 75!

16 сентября 2020
Валерий Калинин

Круглую дату отмечает известный хоровой дирижер, педагог, профессор Московской консерватории Валерий Калинин. Об учителях, учениках, жизненных принципах и любимой музыке он рассказал «ЛГ».

– Вы учились у легендарного Клавдия Борисовича Птицы. Насколько его педагогический подход и художественные взгляды актуальны сейчас?

– Время конечно изменилось, появилось много технических новаций, но в творчестве, считаю, мы живем в той же системе координат. Клавдий Борисович – это Бог в хоровом искусстве. Как сейчас могу судить, он был потрясающим знатоком и методистом, он здорово мог построить урок. Бывало, что целый час он работал над одной только фразой, а потом выяснялось, что эта фраза являлась основной. Но потом оказывалось, то это была самая изюминка, и от нее зависело дальше все произведение. Он был необычайно требовательным педагогом, и никогда не шел дальше, если студент не отработал то, что показывалось на предыдущем занятии.

А еще мы «пропадали» на репетициях – Большой зал консерватории был нашей второй школой. Мы брали партитуры и смотрели, как работают наши великие дирижеры. И вообще была такая атмосфера в те годы – к консерватории относились, как к чему-то святому. Проходили по коридорам с внутренней дрожью, с ощущением духовной высоты этого места.

– Вы отдали жизнь педагогике. Вот Святослав Рихтер не любил преподавать, так как ему жалко было тратить свое время. А вам, ведь встречаются не только таланты, но скромного дарования студенты?

– Вероятно это связано с моим воспитанием: мои родители с самого детства приучили меня не халтурить. Я всегда трудился добросовестно, с первого класса школы и до сегодняшнего мгновения. Поэтому для меня не существует разделения на сильных и слабых учеников, хотя внутри себя я оцениваю их перспективы и способности, и в каждого старался вложить все, что умею.

– В годы работы в Гнесинском училище вы создали хор, который много и успешно выступал. Что вспоминается?

– Мы организовали Камерный хор в 1980-х вместе с моей коллегой Эммой Кабаковой: она потом по состоянию здоровья оставила дирижирование, и я работал с коллективом один. Мы много выступали, объездили почти всю Европу, выступали на многих международных конкурсах – в Латвии, Германии, Молдове, получали лауреатские звания – в Вентспилсе хор не только выиграл соревнование, но и я был удостоен грамоты, как лучший дирижер конкурса. Для того времени это был исключительный случай - с гордостью об этом говорю. Много было концертов и по России – в Белгороде, Калининграде, выступали по военным частям в Тверской области… Пели духовную русскую музыку, современные сочинения, западную классику…

– Мне кажется, такая многоохватность репертуара характерна именно для российских хоров. Западные коллективы чаще фокусируются на одном стиле или эпохе. 

– Возможно это связано с сущностью русских людей – они всеядны, все могут воспринять. Я поделюсь случаем из жизни. Мне пришлось вести мастер-класс по дирижированию в Америке, в университете в Атланте. Я отметил тогда для себя, насколько наши хоры богаче, мудрее, драматичнее. Я работал с американскими студентами над произведениями Свиридова и почувствовал, что они не воспринимают эту музыку – ее смысл, настрой, атмосферу. Мне пришлось с ними говорить об истории нашего государства, о сути русской жизни  – они ничего про это не знали.

– Несмотря на широту творческого кругозора, есть ли  композиторы, чье творчество вам наиболее близко?

– Прежде всего – Рахманинов, с его бесконечнейшей, страстной любовью, нервной любовью, которая пронизывает все произведения – я говорю не только про хоровые циклы, но и про «Колокола», «Симфонические танцы», фортепианные концерты. А Второй концерт мной особенно любим – это как будто обо мне, о моих переживаниях. Для меня вершиной его интерпретации стала запись пианиста Алексиса Вайсенберга с Караяном. Потом я очень люблю Шостаковича – его Пятую, Десятую симфонии.

– Как вы относитесь к хоровой музыке наших дней? Современные композиторы пишут сейчас что-то интересное, что расширяет границы привычных задач?

– Несомненно. Пишут новым языком, подчас даже слишком надуманным – технических идей много, а душу не трогает. А бывает сочинение в традиционной манере, даже чем-то напоминающее Свиридова, но мысли и чувства  глубокие. Например, Роман Леденев, очень ценю этого композитора –  его произведения трогают душу. Или «Боярыня Морозова» Щедрина – сильнейше впечатление произвела. Для меня самое главное в музыке  – мысль, усиленная эмоцией.

– Удается следить за судьбой своих воспитанников?

– Обязательно. Мне было очень радостно узнать о том, что Максим Замшев стал главным редактором «Литературной газеты» - я услышал его интервью на радио «Орфей». Максим был всегда чудесным человеком, поэтичным и еще со студенческой скамьи проявлялись его литературные способности. Учась как хоровой дирижер, он мечтал поступать в Литературный институт имени Горького, и я, конечно, его поддержал тогда. Еще назову Марата Галиахметова (Гали), который сделал прекрасную вокальную карьеру и стал солистом Большого театра. Николай Хондзинский руководит симфоническим оркестром Псковской филармонии, а еще он создал свой коллектив Камерная капелла «Русская консерватория», с которой записал  все хоровые циклы Шебалина на британском лейбле Toccata Classics. Константин Хватынец занял пост главного дирижера Московского театра Оперетты, а Алексей Вязников работает в Московском педагогическом институте и стал хормейстером Камерного хора Московской консерватории. У нас уже лет десять существует традиция: в начале учебного года мы собираемся классом и приходят те, кто у меня учился в разные годы. Формально мы празднуем мой день рождения, а на самом деле это повод собраться, поговорить, узнать, как идут дела.

– Вы ощущаете себя счастливым?

– Я как-то специально не задумывался. Счастлив, конечно, ведь я еще работаю, встречаюсь со своими студентами. Я счастлив, когда их вижу – это молодые, прекрасные ребята, хотя каждый – со своим характером: кто-то повреднее, кто-то лиричнее или драматичнее. Моя жизнь связана с Московской консерваторией – действительно удача учиться и работать в этом высочайшем заведении. И конечно счастье то, что я свою жизнь посвятил хоровой профессии и Музыке. 

Тэги: Персона Евгения Кривицкая
Обсудить в группе Telegram

Евгения Кривицкая

Евгения Кривицкая, доктор искусствоведения, про... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Хорошая девочка Хибла

    07.03.2025
  • Медийный Мединский

    25.10.2024
  • Почва и судьба

    25.10.2024
  • Не вопреки и не наперекор традициям МХАТа

    26.07.2024
  • Петербургский интеллигент

    11.04.2024
  • Сергей Шолохов: «Быть вольным во веки веков!»

    1447 голосов
  • Театр нельзя законсервировать

    347 голосов
  • Захар Прилепин: «До сих пор остаюсь действующим офицером армии ДНР»

    109 голосов
  • Чёткий

    91 голосов
  • Захар Прилепин: «Я свёл Навального с Лимоновым…»

    90 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS