Что из него выйдет – посмотрим. Но шаг очевидно нужный.
По всей видимости с недавних пор самой большой страной мира по численности населения является Индия, которая обогнала Китай. Смена власти в этой стране с имеющей абсолютное большинство в парламенте партией «Бхаратия Джаната» во главе с деятельным и технократичным Нарендра Моди, превратившим свой штат Гуджарата в очередное экономическое чудо, должна ещё более изменить и так быстро меняющийся Азиатско-Тихоокеанский регион.
В своё время съезд компартии Китая поставил задачу к 2020 году увеличить материальное потребление среднего китайца в четыре раза. Это сложная задача, ведь китайцев больше миллиарда, а количество материальных ресурсов в мире на каждый данный момент ограниченно. Угроза перенаселения ощущается, потенциально запасы природных ресурсов велики, но их освоение – процесс длительный, причём каждый новый источник ресурса оказывается дороже в освоении предыдущего. Иными словами, рост потребления в Китае плюс естественный рост потребления в Индии, Африке, Бангладеш, Юго-Восточной Азии в целом в условиях глобальной экономики должен означать снижение потребления ресурсов среднего европейца или американца, по некоторым расчётам, примерно в три раза.
Иными словами, для удовлетворения того же количества материальных потребностей своей семьи средний европеец должен будет работать в три раза больше. С одной стороны, это справедливо, ведь для китайца это будет означать, что он покупает новые носки не раз в четыре месяца, штопая их по мере надобности, а раз в месяц, а для француза или немца, что он не будет покупать новые носки на день, а три раза каждую пару постирает.
В Индии многие политики уже понимают: для того чтобы Индия играла ту роль, на которую она претендует, придётся оторваться от сложившихся традиций индийской дипломатии и дать своей уже региональной супердержаве новые политические, экономические и военные инструменты. Первые шаги новой власти во внешней политике были очень театральными – на церемонию инаугурации пригласили лидеров государств Южной Азии, включая премьер-министра Пакистана Наваза Шарифа, которого ещё в период избирательной кампании обвиняли в спонсорстве терроризма. В Пакистане визит премьер-министра в Индию назвали успешным: две страны договорились «перейти от конфронтации к значимому сотрудничеству» для разрешения всех важных вопросов и создания мира в регионе.
Предыдущий премьер-министр Индии Манмохан Сингх на протяжении большей части 10 лет пребывания в должности ориентировал всю активность руководства Индии на всеобъемлющую стратегическую цель Индии – двузначный экономический рост. В области внешней политики это означало молчаливое признание роли США как единственного глобального полюса силы.
Но времена меняются, и Нарендра Моди придётся действовать в иных условиях. Недавнее решение президента США Барака Обамы оставить после 2014 года на территории Афганистана военный контингент численностью 9800 человек (сейчас там 52 тысячи военнослужащих, из которых 33 тысячи американцев, но это не считая сотрудников частных военных компаний), а к концу 2016 года полностью вывести американские войска из страны свидетельствует о смене мирового баланса сил.
Как не без доли язвительности отмечает главный рупор китайских коммунистов газета «Женьминь Жибао», это «станет окончанием наиболее продолжительной войны, которую когда-либо вели США». Индия всегда плотно вовлечена в афганские события, где была, скажем, важным союзником СССР и правительств НДПА. Так что Моди вынужден будет задуматься, что станет с регионом после ухода из него глобального игрока.
Военно-морская и военно-воздушная мощь Китая растёт, представляя первую реальную угрозу некогда безусловно непобедимому Тихоокеанскому флоту США. У Народно-освободительной армии Китая есть силы, средства, ресурсы и уверенность в своих возможностях, чтобы отстаивать интересы КНР на оспариваемых морях.
С другой стороны, Вьетнам, Филиппины, Южная Корея, Индия и Япония уже столкнулись с интересами Китая и его союзников. Премьер-министр Японии Синдзо Абэ стремился вовлечь Индию в военно-техническое и даже оборонное сотрудничество с его страной, реально оценивая потенциальную важность обладающего ядерным оружием союзника.
А пока в Японии принципиально меняют «три условия самообороны». Считалось, что «коллективная самооборона» является превышением «разумных пределов» применения силы, и поэтому она была запрещена. Сейчас это положение пересмотрено с формулировкой, что применение коллективной самообороны возможно в условиях, когда «может быть нанесён значительный ущерб национальной безопасности Японии».
Непросто и в Западной Азии – Сирия, Йемен, Турция, Ирак фактически ведут гражданскую войну. Катар оказался в дипломатическом конфликте с другими монархиями Персидского залива. Саудовская Аравия, опасаясь сближения США с Ираном после снятия санкций, начала пересматривать свою стратегию безопасности – опыт Ирака и Йемена показал, что США не в состоянии защитить своих союзников. Поговаривают, что новые саудовские ракеты китайского производства CSS-2 могут нести ядерные боеголовки, и давно уже ходят слухи, что в Эр-Рияде хотят их купить «за любые деньги» в Пакистане, где центральная власть в настоящее время борется и с военными, и с исламистами, а перспективы этой борьбы выглядят нерадостными.
Что в итоге? Путин говорит про позицию России: «Будущая система подлинной и равной безопасности в Азии должна опираться на баланс механизмов двусторонней и многосторонней дипломатии, исключать любые замкнутые и узкие системы или блоки. Только такой подход позволит нам избежать появления в регионе новых политических и идеологических разломов».
Обеспечение безопасного будущего для всей Азии да и всего мира нуждается во всех мыслимых инструментах. Национальные государства стали вновь формировать ход истории человечества, эпоха однополярного мира прошла. И России следует готовиться к использованию всех имеющихся возможностей уже сейчас.