Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 08 февраля 2024 г.
Культура

Самый литературный композитор

Вокальный цикл Георгия Свиридова на стихи Есенина прозвучал в Доме Ростовых

08 февраля 2024

В резиденции АСПИР прошел литературно-музыкальный вечер, посвященный «последнему русскому классику» — композитору Георгию Свиридову. Артисты академического хора «Осанна» — тенор Лев Красовицкий и пианистка Майя Маслова — исполнили произведения из вокального цикла на стихи Есенина, а также знаменитые романсы на стихи Пушкина и Блока.

Георгий Васильевич Свиридов — один из самых литературоцентричных композиторов: «Он был не только виртуозным пианистом и замечательным композитором, но и вдумчивым читателем русской поэзии — знал наизусть огромное количество стихов, мог цитировать всего Пушкина», — рассказала Майя Маслова. Но особенно композитор проникся поэзией Есенина: вокальный цикл «Отчалившая Русь» — одно из самых значимых его произведений. Сам Свиридов писал в дневниках, что сочинение отличает «необыкновенная мелодическая яркость... богатство, разнообразие и чистота гармонии».

Свиридов определил свое сочинение как поэму в двенадцати песнях — именно поэму, в которой композитор, вслед за поэтом, размышляет о судьбах родины и о роли творца в истории страны: «Свиридов считал, что стихи Сергея Александровича ярче всего выражают образ русской души». Цикл включает в себя двенадцать стихотворений Есенина разных лет.

Перед исполнением музыканты предупредили гостей, что сочинение не имеет ярко выраженной песенной мелодии, из-за чего может быть с трудом воспринято неподготовленными слушателями. И правда, прозвучавшая музыка, почти авангардная, была наполнена множеством имитаций: крики птиц, журчание воды, колокола, скупые аккорды сопровождения звенят, как льдинки. Это далеко не легковесные и сладкозвучные романсы с залихватской интонацией и «душой нараспашку», к чему многие привыкли. «Я покинул родимый дом…», «Осень», «По-осеннему кычет сова…», «О Родина, счастливый и неисходный час…» — эти и другие стихотворения прозвучали так, словно Свиридов открыл еще одно измерение в поэзии Есенина, еще одну грань его творчества. Голос «хулигана» превратился в торжественный, почти религиозный гимн.

Майя Маслова исполнила и знаменитые вальс и романс, которые композитор написал для фильма «Метель» по повести Пушкина, а затем и два романса на стихи Александра Сергеевича («Роняет лес багряный свой убор» и «Зимнюю дорогу»). Музыканты отметили, что «Свиридов любил обращаться к теме зимней дороги — по его мнению, в этом образе заключена вся метафизическая суть России».

А в завершение концерта прозвучали два произведения на стихи Блока из цикла «Петербург», позднего сочинения Георгия Васильевича. «Богоматерь в городе» — печальная мольба, переходящая от робкого света к полному отчаянию, и «Петербургская песенка» — искрометный трагический марш, в котором можно расслышать звуки шарманки из сырого петербургского дворика.

Все очевиднее становится, насколько сейчас нужен большой разговор о фигуре самого композитора, о его философии и уникальной роли в русской культуре XX века.... Председатель АСПИР Сергей Шаргунов обещал: в следующем году в Доме Ростовых обязательно отметят юбилей Свиридова — надеемся, тогда и поговорим.

Глеб Гаранин

Тэги: Композитор
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «В России я попал в хорошую компанию. С Моцартом и Бетховеном»

    23.01.2024
  • Без соло-гитары Реквиема не представляю

    29.11.2023
  • Царский подарок человечеству

    25.11.2023
  • Научиться жить в настоящем

    16.11.2023
  • Давайте простимся легко

    19.10.2023
  • Смерть на взлете

    52 голосов
  • Композитор нашего времени

    22 голосов
  • Щели в доказательствах

    19 голосов
  • Грибоедов на реке Зуше

    17 голосов
  • «После «Мастера и Маргариты» моя жизнь разделилась на две части…»

    17 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS