В резиденции АСПИР прошел литературно-музыкальный вечер, посвященный «последнему русскому классику» — композитору Георгию Свиридову. Артисты академического хора «Осанна» — тенор Лев Красовицкий и пианистка Майя Маслова — исполнили произведения из вокального цикла на стихи Есенина, а также знаменитые романсы на стихи Пушкина и Блока.
Георгий Васильевич Свиридов — один из самых литературоцентричных композиторов: «Он был не только виртуозным пианистом и замечательным композитором, но и вдумчивым читателем русской поэзии — знал наизусть огромное количество стихов, мог цитировать всего Пушкина», — рассказала Майя Маслова. Но особенно композитор проникся поэзией Есенина: вокальный цикл «Отчалившая Русь» — одно из самых значимых его произведений. Сам Свиридов писал в дневниках, что сочинение отличает «необыкновенная мелодическая яркость... богатство, разнообразие и чистота гармонии».
Свиридов определил свое сочинение как поэму в двенадцати песнях — именно поэму, в которой композитор, вслед за поэтом, размышляет о судьбах родины и о роли творца в истории страны: «Свиридов считал, что стихи Сергея Александровича ярче всего выражают образ русской души». Цикл включает в себя двенадцать стихотворений Есенина разных лет.
Перед исполнением музыканты предупредили гостей, что сочинение не имеет ярко выраженной песенной мелодии, из-за чего может быть с трудом воспринято неподготовленными слушателями. И правда, прозвучавшая музыка, почти авангардная, была наполнена множеством имитаций: крики птиц, журчание воды, колокола, скупые аккорды сопровождения звенят, как льдинки. Это далеко не легковесные и сладкозвучные романсы с залихватской интонацией и «душой нараспашку», к чему многие привыкли. «Я покинул родимый дом…», «Осень», «По-осеннему кычет сова…», «О Родина, счастливый и неисходный час…» — эти и другие стихотворения прозвучали так, словно Свиридов открыл еще одно измерение в поэзии Есенина, еще одну грань его творчества. Голос «хулигана» превратился в торжественный, почти религиозный гимн.
Майя Маслова исполнила и знаменитые вальс и романс, которые композитор написал для фильма «Метель» по повести Пушкина, а затем и два романса на стихи Александра Сергеевича («Роняет лес багряный свой убор» и «Зимнюю дорогу»). Музыканты отметили, что «Свиридов любил обращаться к теме зимней дороги — по его мнению, в этом образе заключена вся метафизическая суть России».
А в завершение концерта прозвучали два произведения на стихи Блока из цикла «Петербург», позднего сочинения Георгия Васильевича. «Богоматерь в городе» — печальная мольба, переходящая от робкого света к полному отчаянию, и «Петербургская песенка» — искрометный трагический марш, в котором можно расслышать звуки шарманки из сырого петербургского дворика.
Все очевиднее становится, насколько сейчас нужен большой разговор о фигуре самого композитора, о его философии и уникальной роли в русской культуре XX века.... Председатель АСПИР Сергей Шаргунов обещал: в следующем году в Доме Ростовых обязательно отметят юбилей Свиридова — надеемся, тогда и поговорим.
Глеб Гаранин