Так назвал Большой зал Консерватории выдающийся пианист Генрих Нейгауз. Со дня открытия зала исполнилось 110 лет. Реконструкция мекки классической музыки, которая должна завершиться к XIV Международному конкурсу им. П И. Чайковского, идёт полным ходом.
Трудно назвать крупного музыканта XX века, который не выступал бы здесь: Рахманинов, Скрябин, Стравинский, Каcальс, Лонг, Малер, Шостакович, Прокофьев, Рихтер, Гилельс, Ойстрах… Большой зал Консерватории – это культовое место для многих поколений русской интеллигенции. Овальные портреты композиторов, обвитые декоративными лаврами, которые украшают стены зала стали его визитной карточкой. Они исполнены академиком живописи Н.К. Бодаревским. Первоначальная последовательность была такова: слева, начиная с эстрады, Чайковский, Бетховен, Гендель, Шуберт, Шуман, Глюк и Антон Рубинштейн. Справа – Глинка, Бах, Моцарт, Гайдн, Мендельсон, Вагнер и Бородин. В 1953 г. изображения Мендельсона и Глюка были заменены портретами Римского-Корсакова и Шопена работы художника М.А. Суздальцева, а изображения Гайдна и Генделя – портретами Даргомыжского и Мусоргского работы Н.П. Мещанинова. Оба советских живописца старались воспроизвести манеру письма Бодаревского. Композитор Т. Хренников, оценивая новую «портретную галерею», сказал: «Кажется, будто великие композиторы, искусство которых звучало здесь со дня открытия Большого зала, прислушиваются к новым исполнителям и новым произведениям, оценивают их своей строгой мерой».
БЗК за годы своего существования принимал в своих стенах не только музыкантов и любителей музыки. В Первую мировую войну здесь располагался военный госпиталь, с 1924 по 1933 г. в дневные часы в зале шли киносеансы, а в 1940-м проходили партии XII чемпионата СССР по шахматам. Во время Великой Отечественной войны от бомбёжек пострадал находившийся в фойе зала огромный витраж с изображением cвятой Цецилии – покровительницы музыки. Рассыпавшийся на мелкие стёклышки витраж долгие годы вынужденно заменяла масштабная картина И. Репина «Славянские композиторы». Однако сейчас ведётся реконструкция витража, и руководители реставрационных работ обещают, что «Цецилия» предстанет перед москвичами во всей красе.
Несомненное достоинство Большого зала – прекрасная акустика. Архитектор В.П. Загорский, проектировавший зал, добился этого путём сложных расчётов пропорций, подбора материалов. Московская консерватория проявила инициативу, чтобы сделать акустику Большого зала предметом культурного наследия и защитить законодательно. Подобных прецедентов в мире ещё не было.
Участники XIV конкурса им. Чайковского первыми оценят обновлённый БЗК. После реставрации Большой зал получит непривычную цветовую гамму – он станет оливковым. Как оказалось после вскрытия поздних наложений, это его «родной» цвет.
По словам ректора Московской консерватории А. Соколова, в настоящий момент близится к завершению первый этап большого плана реконструкции, окончание которого будет приурочено к празднованию 150-летия МГК им. П.И. Чайковского в 2016 г. Кроме реставрации старых помещений МГК планирует построить новые – Оперный театр консерватории, комплекс студенческого общежития, конференц-зал, новое здание Библиотеки имени С.И. Танеева, а также восстановить из руин Воронцовские подвалы – памятник федерального значения, входящий в комплекс консерватории.
Современный авангардный композитор Сергей Невский как-то заметил, что российская система музыкального исполнительского образования ориентирована на некий идеальный мир XIX столетия, которого на самом деле не существует. Высказывание авангардиста не лишено остроумия, однако следует заметить, что именно реальное существование этого идеального мира заставляет говорить о нём. И люди будут продолжать воссоздавать мир, который соответствует их представлениям о прекрасном.