Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 27 июля 2021 г.
Литература Колумнисты

Самый потерянный

21 июля родился Эрнест Хемингуэй

27 июля 2021

Хемингуэй. Человек-легенда. Сильный, смелый, дерзкий и крутой американский парень. Отважный воин и бескомпромиссный политик. Которого трудно представить не только без известного блокнота Moleskine, но и без ружья – неважно, военного или охотничьего. Хотя он не раз хотел бросить его и сказать: «Прощай, оружие!» Он, у которого не раз погибали на глазах товарищи, он, который не раз тащил раненых товарищей на себе, прекрасно слышал «По ком звонит колокол». И даже в самые отчаянные и потерянные годы видел, что «И восходит солнце». А там, где «Острова в океане», где непременно виднеется лодка, там – только «Старик и море». Он, у которого было не так много праздников в жизни, знал, что у каждого есть «Праздник, который всегда с тобой». И ещё он прошёл почти все войны, выпавшие на его поколение.

В Испании он скажет Илье Эренбургу: «Что такое фашизм, я знаю». И он действительно знал. Поэтому смело защищал осаждённый фашистами Мадрид. И одновременно писал правдивые репортажи в американские газеты. Поэтому во время Второй мировой он на своём рыболовном катере преследовал немецкие подводные лодки в Карибском море. Вместе с английскими лётчиками бомбил гитлеровскую Германию. Вместе со своим отрядом он среди первых вошёл в Париж. Да, без него не обошлась и высадка союзных войск в Нормандии.

Это – правда о Хемингуэе. И о том, как он ненавидел фашизм. Это он поставил точный диагноз ещё в 1937 году на втором Конгрессе американских писателей и констатировал: «Писатель, примирившийся с фашизмом, обречён на бесплодие». Потому, наверное, главными в его творчестве были роман о войне в Испании «По ком звонит колокол» и повесть «Старик и море», за которую он в 1953 году получил Пулитцеровскую премию, а затем и Нобелевскую.

Но сам писатель был настолько алогичен, что, возможно бы, предложил роман-эссе «Праздник, который всегда с тобой». После страшных военных будней ему захотелось праздника... Он бы предложил свою юность, «как бы беден ты ни был тогда». Лёгкость, которой ему так не хватало. Свою любовь, у которой он попросил прощения. Смысл жизни, который он познавал всю жизнь. И нам уже не узнать – познал ли... Он бы предложил свой Париж и свои парижские улочки. Он бы предложил своё постоянное чувство голода. И свои замерзающие яблоки, потому что в доме нет дров. И свой «чудесный мир, который дарили тебе русские писатели. Сначала русские, а потом и все остальные...»

Самое поразительное, кажется, что «Праздник» написал очень молодой человек. У которого ещё всё впереди. А в то время Хемингуэю было уже почти 60. И уже много лет он жил на Кубе. И уже позади были войны, тяжёлые ранения, несколько неудавшихся браков и тысячи разочарований. И обвинения США в дружбе с Фиделем Кастро и в связях с революционной Кубой. И слежки ФБР. А впереди – только психиатрическая клиника и такая быстрая и неразгаданная смерть. Он был из «потерянного поколения». И всё-таки. Всё-таки, возможно, при всей своей силе он был самым потерянным.

«По ком звонит колокол» писатель начал эпиграфом из английского поэта Джона Донна: «.смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол: он звонит по Тебе». Такие строки может позволить себе человек, у которого вся жизнь впереди. Это уже и про Хэма, про того, кто всегда звонил в колокол. Впрочем, колокол звонит уже и по нему.

Елена Сазанович, писатель, драматург, сценарист


Человеку нужно два года, чтобы научиться говорить, и пятьдесят, чтобы научиться молчать...

                                                                                                                                                                    Эрнест Хемингуэй

Тэги: Елена Сазанович
Обсудить в группе Telegram

Елена Сазанович

Писатель, драматург, сценарист, член Союза писа... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Прощай, Америка!

    14.09.2021
  • Гофманиада какая-то!

    29.06.2021
  • Изгнанник с русскою душой

    27.04.2021
  • Двадцать тысяч лет над Землей

    09.03.2021
  • Пролетая над пропастью во ржи

    12.01.2021
  • Убить Гиппократа

    256 голосов
  • Великий магнат

    236 голосов
  • Пролетая над пропастью во ржи

    187 голосов
  • Прощай, Америка!

    184 голосов
  • Двадцать тысяч лет над Землей

    148 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS