Одна из горячих новостей – ситуация вокруг ареста главы Гагаузии. У наблюдателей нет сомнений, что топорно сработанная провокация началась после получения президентом Молдавии Майей Санду «необсуждаемого приказа» предводителя Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен.
Решили упрятать в тюрьму законно избранного руководителя Гагаузии Евгению Гуцул, которая, надо подчеркнуть, является настоящим лидером своего народа. Для 135-тысячного населения региона ясно: прорумынская этнократическая верхушка кишинёвских узурпаторов власти намерена провернуть операцию по упразднению самоуправления Гагаузии (а это обозначено в отдельной статье Конституции РМ). План таков: распустить местные органы власти и ввести пост наместника, назначив на него кого-то из числа этнических гагаузов, сидящих на финансовой игле Сороса. О них Евгения Гуцул прямо сказала в аэропорту Кишинёва: «Пусть каждый чиновник, каждый судья, каждый предатель, продавшийся за тридцать сребреников, знает – мы не простим и не забудем!» После этого её отвезли в следственный изолятор за тремя рядами колючей проволоки.
По стране (а также, например, и возле молдавского посольства в Москве) прокатилась волна митингов в поддержку Гуцул. Но судьи режима Санду (им даже неофициально разрешено брать взятки «по чину») частично удовлетворили запрос прокуроров и арестовали Гуцул на 20 суток. Башкан автономии заявила: «Знайте, я не сломлена. Я не дрогнула, не попросила пощады у тех, кто хочет унизить Гагаузию». Своё обращение она передала в СМИ через адвокатов. В нём подчёркивается: «Они думают, что, заперев меня, подавят ваш гнев, вашу силу духа. Но они ошибаются. Чем сильнее давление, тем сильнее мы становимся».

Накат на гагаузскую автономию проходит через тридцать лет после достижения консенсуса между Кишинёвом и Комратом, которому предшествовал острейший кризис, едва ли не боевые действия. Тогда при активном посредничестве российских дипломатов и прямом участии президента Турции Сулеймана Демиреля удалось найти решения, которые устроили обе стороны. Для нынешних неучей в Кишинёве это не полезный урок. Вряд ли они даже помнят, что в ходе трёхдневной поездки Демиреля в июне 1994-го турецкая делегация насчитывала 120 человек, обсуждались все вопросы жизни Гагаузии, а на решение острейшей проблемы питьевой воды в Комрате и других населённых пунктах сразу был выписан чек на 35 миллионов долларов. Контуры границ Гагаузии, её статус в составе РМ также определялись в те дни. И всех всё устроило. Демирель обозначил роль Турции как «опекуна Гагаузской автономии», заявив: «Турция будет гарантом существования автономии».
Беспамятство может дорого стоить команде Санду. Ведь им придётся иметь дело не только с Москвой, которая эти 30 лет была принципиальным защитником интересов Гагаузской автономии, но и с Турцией.
На рубеже XIV–XV веков влиятельный правитель Молдавии господарь Стефан Третий, прозванный в народе Великим, умело маневрировал, сохраняя целостность и суверенитет княжества. Он выстроил диалог и с Османской империей, и с крепнущим Великим княжеством Московским – предтечей российского царства. Совсем не случайно Демирель отмечал, что «создание Гагаузской автономии стало ключом, который скрепил замок государственности современной Молдовы». Власти сегодняшней Молдавии недавно утвердили «учебник истории», в котором обеляется военный преступник маршал Антонеску и отрицается его роль в развязывании политики террора и холокоста на территории Молдавии и Приднестровья. Слепцы действуют в угоду брюссельским организаторам «партии ещё одной войны». Молдавия уже почти у черты распада и утраты государственности. Аресты и террор только приближают это.
Тирасполь