«Евровидение» – событие в первую очередь политическое. Здесь страны меряются «мягкой силой», умножают символический капитал. Без политической подоплёки конкурс не вызывал бы такого отклика.
Если рассматривать итоги «Евровидения» с этой точки зрения, Россия проиграла. Мы не сможем принять конкурс в следующем году, а значит, лишились мощного пиар-ресурса, сравнимого с проведением крупного спортивного соревнования. Ирония по поводу музыкального уровня «Евровидения» неуместна. Если с его помощью можно увеличить лояльность к России, надо бороться, а не снобистски морщиться.
Итак, у нашей страны был шанс использовать «Евровидение» в информационной войне, и он упущен. Решение важной задачи поручили г-ну Киркорову. Продюсер сыграл по правилам глобализации, соответствия попсовому западному стандарту. Нанятые шведы с греками написали тексты, музыку, поставили номер. Отметим, что Сергею Лазареву удалось в полной мере продемонстрировать евроаутентичность. Даже трудно поверить, что этот артист когда-то играл Алёшу Карамазова на сцене МХАТа. Манера, стиль не оставляли никаких сомнений: на экране самозабвенный приверженец толерантности.
Пел Лазарев по-английски: «Мы не можем позволить этим словам остаться невысказанными. / Мы никогда не позволим нашей любви исчезнуть. / Ты всегда будешь для меня единственной. / Я не буду отчаиваться из-за того, что ты всё ещё не рядом. / Ничто и никто не разлучит нас…»
Победительница «Евровидения», гражданка Украины Сусанна Джамаладинова (Джамала), тоже пела по-английски, однако в её исполнении всё-таки чувствовались самобытность и классическое музыкальное образование. Её номер несомненно имел политический подтекст (что запрещено правилами конкурса): «Не смогла насладиться своей молодостью. / Я не смогла пожить в этом месте. / Мы могли бы построить будущее, / Где люди свободно живут и любят…» Тема депортации крымских татар прозвучала ярко, как и зловещий намёк на «аннексию Крыма»: «Приходят незнакомцы в ваш дом, / Они убивают вас всех…»
Джамала помогла Украине, но сослужила недобрую службу крымско-татарскому народу. Неполиткорректный интернет тотчас откликнулся статьями о зверствах татар во время оккупации. И таких материалов с цифрами и фактами будет всё больше. Ведь очевидно, что советская власть небезосновательно затеяла сложный процесс переселения целого народа.
С. Лазарев мог спеть о крупнейшем европейском рынке рабов, процветавшем на полуострове во времена Крымского ханства. Напомнить о миллионах русских, угнанных в неволю – на галеры или в наложницы. Однако не стоило ожидать от российского исполнителя креативности политического свойства. Лазарев заранее обозначил: «Для меня Крым – не Россия. Вся эта общая радость по поводу якобы возврата Крыма к России – я всей этой эйфории не разделяю…» Не стоило ожидать от англоязычного певца Лазарева и песни на русском. Просить милостыню в виде голосов проще на понятном публике языке. Лишь несколько исполнителей (например, из Франции и Италии) позволили себе с достоинством спеть на родном. И это тоже было политикой, которая проявлялась на «Евровидении» разнообразно. Особенно запомнились 12 баллов Украине от сербского жюри и 2 балла России – от армянского. Так что во всех отношениях поучительное было зрелище.