К открытию сезона в Театре Сатиры на Васильевском
26 октября один из самых молодых репертуарных театров Санкт-Петербурга – Театр Сатиры на Васильевском острове – в 19-й раз открывает свой театральный сезон, обещающий стать как минимум неординарным. О происшедших в преддверие его переменах, о летних «наработках» и о том, что нового ожидает зрителей в предстоящие месяцы, рассказывает художественный руководитель театра заслуженный деятель искусств России Владимир СЛОВОХОТОВ.
–Предыдущий сезон стал для нас в полном смысле слова переломным. Если в течение довольно долгого времени театр был исключительно «продюсерским», то в прошлом сезоне мы решительно сменили курс, пригласив на пост главного режиссёра «варяга» – поляка Анджея Бубеня. Правда, с российской сценой он знаком не понаслышке, окончив в своё время нашу Петербургскую театральную академию. Затем десять лет возглавлял драматический театр и международный фестиваль «Контакт» в польском городе Торунь, его спектакли, поставленные не только в Польше, но и в других странах, неоднократно участвовали во многих международных фестивалях. А у нас в театре не один сезон с успехом шли его «Женитьба Фигаро» и «Дон Жуан».
Придя на Васильевский уже в новом качестве, Анджей Бубень поставил своей целью коренным образом изменить репертуар, сориентировав его в первую очередь на современную драматургию. 19-й сезон откроется премьерой спектакля «Саранча» по пьесе Биляны Срблянович, осуществлённого самим Бубенем. Несмотря на молодость, сербка Срблянович – одна из самых известных ныне живущих драматургов Европы, её имя хорошо знают и в России (достаточно упомянуть о нашумевшей постановке московским «Современником» пьесы «Мамапапасынсобака»), её бесстрашное исследование современного человека, его взаимоотношений с окружающим миром подкупает стремлением затронуть самые болевые точки. Открытая репетиция «Саранчи» – по сути своей жёсткой притчи о людях, потерявших способность любить, – была показана в мае в рамках петербургского международного фестиваля «Балканское пространство», а 25 октября спектакль будет сыгран в рамках авторитетнейшего фестиваля «Балтийский дом».
Следующей работой главного режиссёра театра, которую увидят наши зрители, станет «Русское варенье» по пьесе известного российского прозаика Людмилы Улицкой. Мудрый, на мой взгляд, ироничный, блистательный текст – своего рода продолжение чеховских пьес, «пролонгация» их героев в нынешние российские «предлагаемые обстоятельства». Как говорит по этому поводу сама автор: люди-то всё те же. Но «Вишнёвый сад» повсеместно превращается в варенье. Судьбы русской интеллигенции во многих возможных вариантах – вот главная тема нашего спектакля, «мировая премьера» которого прошла недавно в Люблине, на фестивале «Театральное противостояние». И должен сказать, что высокое собрание находящихся там сценических деятелей очень высоко оценило драматургический материал. Но не только. Были особо отмечены и общий постановочный уровень спектакля, и его актёрский ансамбль.
Наш очередной режиссёр Алексей Утеганов, успевший – опять-таки, несмотря на относительную молодость, – достаточно ярко заявить о себе, интересен не в последнюю очередь своей творческой «всеядностью», проявляющейся как в его «синтетическом», на стыке жанров и искусств сценическом языке, так и в самом выборе драматургии. Так, выпустив в прошлом сезоне одну за другой нетривиальную версию шекспировского «Макбета» и инсценировку по повести Юрия Полякова «Небо падших», он сегодня готовит к Новому году детский музыкальный спектакль «Дюймовочка». Играть там будут в основном студенты Санкт-Петербургской академии театрального искусства, обучающиеся на целевом курсе при Театре Сатиры вот уже четвёртый год и готовящиеся грядущей весной подвести итоги своей студенческой жизни. В конце прошлого сезона ребята ярко выступили на престижном международном фестивале в Испании, а сегодня многие из них активно участвуют в репетициях новых спектаклей. 14 февраля, в День всех влюблённых, студенты покажут на Большой сцене свой самостоятельный спектакль «О любви».
Кроме того, в предстоящем сезоне театр планирует осуществить совместную работу с Виктором Рыжаковым, известным прежде всего в качестве создателя сценических действ на тексты Ивана Вырыпаева – «Кислород» и «Бытие ‹ 9», продолжить перспективное сотрудничество с Яной Туминой, а также начать осуществление проекта сценического прочтения романа Ф.М. Достоевского «Идиот» в постановке испанского режиссёра Каликсто Биейто.
В течение нескольких лет пустовавшая экспериментальная сцена театра, находящаяся не в нашем основном здании, но совсем недалеко – на Малом проспекте, 49, – живёт теперь полноценной творческой жизнью. В прошлом сезоне здесь открылся клуб «Антресоль», где обосновался ставший филиалом Театра Сатиры – не побоюсь этого слова, единственный в своём роде Русский инженерный театр АХЕ, имеющий массу своих поклонников и у нас в стране, и за рубежом. «Ахейцы» играют на «Антресоли» свои спектакли, устраивают выставки, инсталляции, перформансы. Тут постоянно выступают и родственные АХЕ театры из разных стран.
Новый репертуар, новые творческие задачи диктуют и новые требования к сценическим площадкам. К открытию нового сезона мы завершаем реконструкцию Большой сцены и зрительного зала.
С волнением ожидается нами день 30 октября, когда в Санкт-Петербурге состоится вручение премий «Золотой софит» по итогам предыдущего сезона. Сразу в двух номинациях («Лучший спектакль на Малой сцене» и «Лучшая женская роль») выдвинут спектакль нашего театра «Солесомбра». Он также приглашён на фестиваль «Русские сезоны», который состоится в ноябре в Хельсинки. Надеемся, что это будут далеко не последние наши номинации и гастрольные поездки в сезоне предстоящем.
Театр Сатиры на Васильевском приглашает своих любимых зрителей на новые спектакли в новый театральный зал!
Записал