Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

«Саранча» и «Дюймовочка»

01 января 2007

ЗАНАВЕС

К открытию сезона в Театре Сатиры на Васильевском

26 октября один из самых молодых репертуарных театров Санкт-Петербурга – Театр Сатиры на Васильевском острове – в 19-й раз открывает свой театральный сезон, обещающий стать как минимум неординарным. О происшедших в преддверие его переменах, о летних «наработках» и о том, что нового ожидает зрителей в предстоящие месяцы, рассказывает художественный руководитель театра заслуженный деятель искусств России Владимир СЛОВОХОТОВ.

–Предыдущий сезон стал для нас в полном смысле слова переломным. Если в течение довольно долгого времени театр был исключительно «продюсерским», то в прошлом сезоне мы решительно сменили курс, пригласив на пост главного режиссёра «варяга» – поляка Анджея Бубеня. Правда, с российской сценой он знаком не понаслышке, окончив в своё время нашу Петербургскую театральную академию. Затем десять лет возглавлял драматический театр и международный фестиваль «Контакт» в польском городе Торунь, его спектакли, поставленные не только в Польше, но и в других странах, неоднократно участвовали во многих международных фестивалях. А у нас в театре не один сезон с успехом шли его «Женитьба Фигаро» и «Дон Жуан».
Придя на Васильевский уже в новом качестве, Анджей Бубень поставил своей целью коренным образом изменить репертуар, сориентировав его в первую очередь на современную драматургию. 19-й сезон откроется премьерой спектакля «Саранча» по пьесе Биляны Срблянович, осуществлённого самим Бубенем. Несмотря на молодость, сербка Срблянович – одна из самых известных ныне живущих драматургов Европы, её имя хорошо знают и в России (достаточно упомянуть о нашумевшей постановке московским «Современником» пьесы «Мамапапасынсобака»), её бесстрашное исследование современного человека, его взаимоотношений с окружающим миром подкупает стремлением затронуть самые болевые точки. Открытая репетиция «Саранчи» – по сути своей жёсткой притчи о людях, потерявших способность любить, – была показана в мае в рамках петербургского международного фестиваля «Балканское пространство», а 25 октября спектакль будет сыгран в рамках авторитетнейшего фестиваля «Балтийский дом».
Следующей работой главного режиссёра театра, которую увидят наши зрители, станет «Русское варенье» по пьесе известного российского прозаика Людмилы Улицкой. Мудрый, на мой взгляд, ироничный, блистательный текст – своего рода продолжение чеховских пьес, «пролонгация» их героев в нынешние российские «предлагаемые обстоятельства». Как говорит по этому поводу сама автор: люди-то всё те же. Но «Вишнёвый сад» повсеместно превращается в варенье. Судьбы русской интеллигенции во многих возможных вариантах – вот главная тема нашего спектакля, «мировая премьера» которого прошла недавно в Люблине, на фестивале «Театральное противостояние». И должен сказать, что высокое собрание находящихся там сценических деятелей очень высоко оценило драматургический материал. Но не только. Были особо отмечены и общий постановочный уровень спектакля, и его актёрский ансамбль.
Наш очередной режиссёр Алексей Утеганов, успевший – опять-таки, несмотря на относительную молодость, – достаточно ярко заявить о себе, интересен не в последнюю очередь своей творческой «всеядностью», проявляющейся как в его «синтетическом», на стыке жанров и искусств сценическом языке, так и в самом выборе драматургии. Так, выпустив в прошлом сезоне одну за другой нетривиальную версию шекспировского «Макбета» и инсценировку по повести Юрия Полякова «Небо падших», он сегодня готовит к Новому году детский музыкальный спектакль «Дюймовочка». Играть там будут в основном студенты Санкт-Петербургской академии театрального искусства, обучающиеся на целевом курсе при Театре Сатиры вот уже четвёртый год и готовящиеся грядущей весной подвести итоги своей студенческой жизни. В конце прошлого сезона ребята ярко выступили на престижном международном фестивале в Испании, а сегодня многие из них активно участвуют в репетициях новых спектаклей. 14 февраля, в День всех влюблённых, студенты покажут на Большой сцене свой самостоятельный спектакль «О любви».
Кроме того, в предстоящем сезоне театр планирует осуществить совместную работу с Виктором Рыжаковым, известным прежде всего в качестве создателя сценических действ на тексты Ивана Вырыпаева – «Кислород» и «Бытие ‹ 9», продолжить перспективное сотрудничество с Яной Туминой, а также начать осуществление проекта сценического прочтения романа Ф.М. Достоевского «Идиот» в постановке испанского режиссёра Каликсто Биейто.
В течение нескольких лет пустовавшая экспериментальная сцена театра, находящаяся не в нашем основном здании, но совсем недалеко – на Малом проспекте, 49, – живёт теперь полноценной творческой жизнью. В прошлом сезоне здесь открылся клуб «Антресоль», где обосновался ставший филиалом Театра Сатиры – не побоюсь этого слова, единственный в своём роде Русский инженерный театр АХЕ, имеющий массу своих поклонников и у нас в стране, и за рубежом. «Ахейцы» играют на «Антресоли» свои спектакли, устраивают выставки, инсталляции, перформансы. Тут постоянно выступают и родственные АХЕ театры из разных стран.
Новый репертуар, новые творческие задачи диктуют и новые требования к сценическим площадкам. К открытию нового сезона мы завершаем реконструкцию Большой сцены и зрительного зала.
С волнением ожидается нами день 30 октября, когда в Санкт-Петербурге состоится вручение премий «Золотой софит» по итогам предыдущего сезона. Сразу в двух номинациях («Лучший спектакль на Малой сцене» и «Лучшая женская роль») выдвинут спектакль нашего театра «Солесомбра». Он также приглашён на фестиваль «Русские сезоны», который состоится в ноябре в Хельсинки. Надеемся, что это будут далеко не последние наши номинации и гастрольные поездки в сезоне предстоящем.
Театр Сатиры на Васильевском приглашает своих любимых зрителей на новые спектакли в новый театральный зал! 

Записал Василий ОСТРОВСКИЙ

Олег Чернов и Елена Мартыненко в спектакле «Небо падших»

Обсудить в группе Telegram

Василий Островский

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS