Александр Сегень – автор романов «Похоронный марш», «Страшный пассажир», «Державный», «Солнце земли Русской», «Время Ч», «Русский ураган», «Поп», «Расстрел» и др. Лауреат премии московского правительства в области литературы (за роман «Державный»), Большой премии Союза писателей России (за роман «Русский ураган»), премий имени Максима Горького, Василия Шукшина (за роман «Похоронный марш»), Михаила Булгакова (за статьи о русской истории), журналистской премии «Золотой гонг» (за серию материалов о чеченской войне).
– Чем знаменателен уходящий год в творческом и иных планах?
– В начале года я завершил работу над крупным романом, посвящённым московским событиям октября–ноября 1917 года. Он только что вышел в 11 и 12-м номерах журнала «Наш современник» под названием «Расстрел». Правда, в сокращённом варианте. В романе остался только событийный ряд. Личную жизнь, судьбы главных персонажей редакторы оставили за скобками. Как если бы в «Войне и мире» напечатали только войну. Повторяю, роман большой, и не вина редакции, что пришлось публиковать журнальный вариант. В начале следующего года роман выйдет в полном объёме книгой в издательстве «Вече» под названием «Господа и товарищи» в серии «Красные и белые». Весной этого года я получил заказ на написание литературной основы к художественному фильму о митрополите Алексее, крёстном отце и наставнике Дмитрия Донского. Этот фильм будет сниматься к 80-летию Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Весну и лето я собирал материалы, осенью писал повесть «Свет светлый», которую надеюсь закончить к Рождеству. Да, и ещё летом дописал последние страницы повести «Есенин», начатой ещё в прошлом году.
– О чём эта повесть?
– Это повесть о любви и о несовместимости двух людей, принадлежащих к двум разным категориям обеспеченности. И ещё о многом другом попутно.
– Вы успешно сочетаете работу над историческими книгами и произведениями о современности. Мешает или помогает одно другому?
– Помогает. За что я люблю путешествия: уезжаешь из дома – радуешься. Возвращаешься домой – радуешься. Так и с историческими книгами. Они – как путешествия в прошлое с тем же радостным отъездом из настоящего и радостным возвращением. А до чего хорошо пишется о современности, когда вернёшься из глубин ушедших времён!
– В ваших книгах нередко затрагивается тема веры, православия. Насколько она актуальна для нашего общества?
– Я бы сказал, что эта тема актуальна для каждого отдельного человека. И каждый решает её по-своему. В литературе касаться этой темы трудно. Часто по-настоящему православными бывают произведения, в которых вообще ни разу не упоминаются Бог, вера, церковь. Но было бы странным вовсе не писать о Боге, о верующих и неверующих, о священниках.
– Как бы вы определили направление, в котором вы движетесь (реализм, гротескный реализм или что-то иное)?
– Очень люблю греческие слова, оканчивающиеся на «зм», а точнее «зма». Например, «миазма» – «грех» или «фазма» – «знамение»… Трудно определить своё направление, когда находишься внутри него. Это пусть кто-то со стороны посмотрит и скажет.
– Какой вопрос вы хотели бы себе задать?
– «Саша, сколько тебе лет?»
Беседу вёл