В Госдуме открылась выставка «В борьбе ZА ПРАВДУ, или На западном фронте без перемен», посвящённая творчеству выдающегося советского мастера политической карикатуры Бориса Ефимова.
К сожалению, нашим молодым соотечественникам это имя мало что говорит, а между тем жизнь он прожил огромную – до 107 лет, наполненную и яркую. Ефимов – свидетель бурной эпохи, общавшийся с Луначарским и Ждановым, Фадеевым и Эренбургом, Довженко и Бидструпом… Он создал более десятка тысяч политических карикатур, агитационных плакатов, юмористических рисунков, иллюстраций, шаржей, а также станковых серий сатирических рисунков. К счастью, изобразительное наследие Ефимовым сохранилось. Многие его книги – «Работа, воспоминания, встречи», «Рассказы о художниках-сатириках», «Основы понимания карикатуры», «Рассказы старого москвича», «Ровесник века» – с интересом читаются и в наше время. Жанр политической карикатуры по-прежнему популярен, а в цифровую эпоху стал массовым. В этой связи суждения корифея жанра о политической сатире представляются особенно любопытными.
Выставка в Госдуме напрямую связана с событиями на Украине. Примечательно, что Борис Ефимов – киевлянин и именно на Украине начинал свой творческий путь. Успел поработать секретарём редакционно-издательского отдела в народном комиссариате по военным делам. Там же, на Украине, в военной газете «Красная Армия» увидели свет его первые агитационные рисунки со ставшим впоследствии всемирно известным автографом «Бор. Ефимов». С 1920 года он работал художником-карикатуристом в газетах «Коммунар», «Большевик», «Вести», руководителем отдела изобразительной агитации ЮгРОСТА в Одессе. Позднее Ефимов был заведующим ИЗО-секцией отделения агитпунктов Юго-Западного фронта в Харькове, по возвращении в Киев – начальником художественно-плакатного отдела УкрРОСТА. Параллельно сотрудничал с газетами «Киевский пролетарий» и «Пролетарская правда».
С 1922 года Ефимов работает в Москве, постоянно печатается на страницах «Правды», «Известий», «Рабочей газеты», «Чудака», «Крокодила», «Огонька». В эти годы определилось и главное направление его творчества – политическая сатира. «Героями» его карикатур становятся западные политики: Даладье, Чемберлен, позже – Гитлер, Муссолини, Геринг и Геббельс, которого он неизменно изображал в виде хромой мартышки.
В полной мере «убойная сила» карикатур Ефимова проявилась в годы войны. Его работы публиковались в основном на страницах «Красной звезды», «Фронтовой иллюстрации», во фронтовых, армейских, дивизионных газетах и даже на листовках, которые разбрасывались за линией фронта и призывали вражеских солдат сдаваться. В поисках сюжетов для своих работ Ефимов неоднократно выезжал в действующую армию.
Великая Отечественная стала для него временем активной работы в области плаката. Ефимов был в военное лихолетье в числе тех советских писателей и художников (Д. Моор, В. Дени, Кукрыниксы и др.), кто уже на шестой день нападения фашистской Германии на СССР создал мастерскую «Окна ТАСС». Плакаты, сделанные сразу по получении сводок с фронта, вывешивались на улицах Москвы, вселяя в людей даже в самые трудные дни веру в Победу.
Был Ефимов и участником Нюрнбергского трибунала. Ему воочию довелось наблюдать фашистских преступников. В зале суда он и делал с них зарисовки, облетевшие в скором времени многие страны мира.
Борис Ефимов был убеждён, что «сатира пока что нам нужна чрезвычайно, так как она выполняет большие, нужные, общественно полезные функции, и советское общество оценивает роль и значение сатирического искусства как острого боевого оружия, служащего интересам народа». Он работал страстно, увлечённо. Был самобытным творцом, с оригинальным видением искусства карикатуры. Человеком же – земным, со своими сильными сторонами и слабостями, в чём-то заблуждался, некоторые вещи оценивал необъективно, порою обывательски. А посему, не идеализируя и не превознося Ефимова до неизбывных высот, следует признать – в отечественной истории это имя навсегда останется. Карикатуры и плакаты его не забудутся, их и сегодня можно видеть в прессе, в интернете. Они по-прежнему бьют в самую цель, бьют основательно, наповал, что и подтвердила открывшаяся в Государственной думе выставка, вызвавшая немалый интерес. Остаётся надеяться, что антифашистское наследие Бориса Ефимова вернётся к нему на родину, будет осмыслено по-новому его земляками.
Руслан Семяшкин,
Симферополь
Карикатура Бориса Ефимова «Кровь и бизнес». РИА новости