Начну с признания. Осенью 2004 года, впервые побывав в Армении, я имел весьма скромные познания о ней. Что армяне один из самых древних народов мира и самая древняя христианская нация в мире. Что они являются потомками фракийско-фригийских племён, пришедших через Анатолию из Европы и слившихся в 600 году до нашей эры с народом Урарту. Что они говорят на индоевропейском языке. Что у них были мраморные дворцы, когда ещё Астерикса не было на свете. Что они пережили Вавилон, фараонов, Римскую империю, стояли у самых истоков христианства и на протяжении 3 тысяч лет являются свидетелями истории Востока и Запада. Имели дело с Дарием и Ксерксом, Александром Великим и Цезарем, Иисусом Христом, которому ещё при его земной жизни послали приглашение посетить Армению, Наполеоном и Клемансо. Что эта страна состоит из ряда высокогорных плато, тянущихся по обе стороны горы Арарат, к которой, по известной легенде, пристал Ноев ковчег. Что нынешняя Армения – исторически лишь её восточная часть, завоёванная Российской Империей у Персии в 1828 году, а в «западной Армении», до 1915 года также являвшейся армянской землёй, вследствие резни и депортации армян практически не осталось. И стала она турецкой территорией. Что слова «армяне» и «Армения» первыми стали упоминать греки и персы – за 500 лет до Рождества Христова. А за 400 лет до этого, по свидетельству Ксенофонта, у армян уже была прекрасная кухня и кони их были крепкими и быстрыми.
Но когда я поселился в этой стране в качестве собкора, то с первых же дней стал воочию убеждаться в абсолютной достоверности и в острейшей актуальности высказываний выдающегося русского публициста XIX века Александра Амфитеатрова. Сто лет назад он писал: «Армяне – естественный форпост и буфер против натиска на христианскую культуру мусульманского фанатизма. Проводя столетия на тяжёлом военном положении, жертва национальных и религиозных гонений, армянский народ вынужден был прибегнуть к широкой эмиграции в разные страны. Многовековая борьба с мусульманским фанатизмом закалила его большую нравственную силу; его религиозная и нравственная стойкость омыта реками крови. Христианство в Армении, окружённой бушующим мусульманским океаном, в течение многих столетий было знаменем цивилизации, маяком прогресса. Поэтому когда народ армянский пришёл в соприкосновение с московским христианским царством, то приковался к нему всеми своими симпатиями. В течение 300 лет армянский народ был неизменным проводником русского влияния на Кавказе. Русские цари очень хорошо понимали пользу этого нравственного союза и многократно старались поддержать и закрепить его узы знаком своей признательности.
Русскую культуру армяне принимали с полной готовностью. Армянские дети с пелёнок обучались русскому языку, армянин считал священным долгом дружить с русским обществом, щеголял умением «жить по-русски», знанием русских обычаев и нравов, русским самоваром и русской речью.
Турецкие армяне смотрели на армян русского Закавказья с завистью и мечтали об одном – очутиться в тех же условиях.
В последнюю русско-турецкую войну (а их было 11, длившихся в совокупности 42 года) армянское население с духовенством во главе встречало русские войска крестными ходами».
И тут следует подчеркнуть как совершенно удивительное явление, что, даже не получив от России политической защиты в годы геноцида и гонений, армяне всё же продолжали усердно и упорно черпать из неё силы культурной самопомощи. И как вполне обоснованно констатировал Амфитеатров, «армянская литература – зеркало русской: армянский театр воспитывался Гоголем, Грибоедовым, Островским: армянская интеллигенция вышла из русских университетов… В науке, искусстве, адвокатуре, войне и даже в бюрократии – всюду – талантливые армяне, понимающие счастье своей Родины – в счастье России».
Если даже, увы, мало кто из наших современников ведает о сказанном, побывав, хоть накоротке, в Армении, любой из них поймёт и почувствует: это и по сей день дружественная к России страна. Это народ, в большинстве своём искренне и глубоко симпатизирующий русским. Хотя Запад и здесь не оставляет устремлений выкорчевать его многовековую привязанность. И России следовало бы не только бдительнее относиться к усиливающимся поползновениям сотворить и в Армении нечто схожее с происходящим в Грузии, но и с большим вниманием и бережливостью отнестись к народу, который во все времена, при любых правителях и испытаниях оставался непоколебимым приверженцем России. Единственным, между прочим, среди всех неславянских народов.
Где вы ещё обнаружите, чтобы самым престижным вузом в стране признавался Российско-армянский славянский университет? Чтобы улицы, государственные и общественные учреждения и организации, театры, киноконцертные залы, музеи и картинные галереи, торговые центры имели вывески не только на армянском, но и на русском? Чтобы Союз писателей республики возглавлял писатель, блистательно переводящий произведения русских авторов? (Левон Ананян к тому же возродил в СП секцию русскоязычных писателей.) Чтобы на столичном, национальном телевидении звучало больше русской музыки и демонстрировалось больше лучших советских и российских фильмов, нежели на московском?
Среди 12 активно функционирующих в Ереване театров один из наиболее успешных – Государственный русский драматический театр имени К.С. Станиславского. Всё более активизирующаяся культурная жизнь Армении, в которой, помимо отечественных, участвуют мировые светила театра, музыки, изобразительного искусства, непрестанно содержит в себе российскую компоненту (как только что прошедшие дни музыки Щедрина в Армении). А среди 20 музеев и галерей армянской столицы значительное место занимает Русский музей, представляющий коллекцию живописных работ выдающихся мастеров XVIII–XX веков, переданных в дар Армении знаменитым московским профессором Арамом Абрамяном.
И, наконец, на улицах армянских городов и в сельской местности постоянно слышится русская речь. Во всех национальных школах русский язык – обязательный предмет. А много ли вы сегодня знаете стран, где на обращение к незнакомому человеку по-русски вам ответят приветливой улыбкой и радушием? В Армении, рядом со страной, где то же самое вызовет только негативную реакцию, это повседневная реальность. Сберечь бы. Совместными стараниями.
, Соб. корр.