Сорок лет она водит куклы так, что в то, что они живые, верят даже строгие театральные критики. Недаром же в начале нынешнего театрального сезона Людмила Мартьянова, ведущая актриса Московского областного государственного театра кукол, в очередной раз получила высокую награду – приз за лучшую женскую роль в спектакле «Маша и медведь» на IV Всероссийском фестивале театров кукол городов-героев и городов воинской славы «Серебряный осётр» в Волгограде.
Актриса и режиссёр Людмила Мартьянова предана областному театру кукол всей душой. Придя сюда молоденькой девушкой в 18 лет, она осталась здесь навсегда, получила высшее образование, стала главным режиссёром в один из самых сложных периодов жизни театра, когда из него ушла чуть ли не половина труппы. Без её ярких ролей, так полюбившихся юным зрителям и их родителям, невозможно представить сам театр. Одна из последних, кстати сказать, поразила всех, кто хорошо знаком с её творчеством. Специально к недавней новогодней кампании в театре была поставлена новая интермедия «Поле чудес», где актриса предстала в образе лисы Алисы.
Свою артистическую карьеру Людмила Мартьянова начала ещё в детстве, посещая драмкружок в родном Ногинске. Она с благодарностью вспоминает своих первых учителей, и особенно Брониславу Романовну Бронскую, которая разглядела её талант. Поэтому сомнений в выборе профессии у Мартьяновой никогда не было. А вот с куклами её свёл счастливый случай. Сразу после окончания школы Людмила получила первую роль. Тогда актриса Государственного академического центрального театра кукол им. С.В. Образцова Александра Гуськова ставила спектакль по пьесе Радия Погодина «Шаг с крыши». Ей нужна была юная актриса для живого плана. На эту роль порекомендовали Людмилу Мартьянову.
Тогда ей помог Владимир Салтанов – замечательный актёр и режиссёр, именно он научил Людмилу Мартьянову водить куклу. Но этого, чтобы стать профи, мало, куклу надо почувствовать, чтобы она ожила в руках актёра. Это чувство куклы пришло к Людмиле позже, уже в областном театре. Но до этого она ещё успела поработать в Грузгосфилармонии и Новосибирской филармонии. Первые попытки поступления в театральный вуз оказались неудачными, но она не отчаивалась и продолжала упорно работать.
Сейчас в творческом багаже Людмилы Мартьяновой множество дипломов и наград, огромное количество ролей, среди которых вот уже более десятка лет остаётся самой любимой роль Маши в спектакле по пьесе основателя Московского областного театра кукол Виктора Швембергера «Маша и медведь». Самую первую награду за эту роль Мартьянова получила практически сразу – это был приз зрительских симпатий за человечность куклы. А на фестивале в Волгограде театральные критики отметили, что за прошедшие десять лет спектакль не только не потерял себя, но стал даже лучше.
– Эти же критики, которые были на фестивале в Волгограде, в своё время присутствовали на сдаче спектакля, – рассказывает Людмила Ананьевна. – Тогда мне казалось, что роль Маши – режиссёрская. На сдаче я ещё не была в этой роли, хотя уже тогда меня хвалили. Режиссёр поставил мне задачу, и я её хорошо выполнила. Но позже Маша сама начала диктовать мне, что и как делать. Естественно, это не меняет текста и мизансцены, а только обогащает характер моей героини. Она становится непредсказуемой. Мне эта роль необыкновенно интересна. Это счастье, когда можно купаться в роли. С Машей у меня именно так и происходит. Но вообще мне нравится всё, что я играю. Например, была небольшая роль – волшебница Моргана в сказке Андерсена «Дикие лебеди». Инсценировка заслуженной артистки России Елены Ивановой и её же постановка. Мне хотелось подчеркнуть подвиг Элизы. Ведь она, зная, как ей будет больно и страшно, всё равно идёт на жертву ради братьев. И я сознательно пыталась запугать Элизу. Лиса Алиса в новогодней интермедии тоже для меня весьма необычна. Мне не доводилось играть драматических ролей в нашем театре. А школу я прошла хорошую. И всё новое и необычное доставляет удовольствие. Вообще нет такой роли, которую бы я играла без удовольствия. И эпизодические, и главные одинаково интересны, и я выкладываюсь полностью.
В Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии, ныне это Санкт-Петербургская академия театрального искусства, Людмила Мартьянова поступила, когда уже лет восемь проработала в областном театре кукол. Михаил Королёв, заведующий кафедрой, после второго тура, когда она показывала этюды с куклой, сказал, что её учить не надо, она – профессионал. Но Мартьянова хотела поучиться у настоящих мастеров сцены. Как-то во время учёбы она репетировала Мальвину в спектакле по произведению Алексея Толстого. Сразу попала в роль, но мастер курса Сергей Жуков говорил: всё плохо, отвратительно, надо начинать сначала. Она плакала, переживала, бесконечно репетировала… И в конце концов пришла к тому же, что сделала в самом начале. Возмущению не было предела. Но только позже она поняла, как прав был её педагог. На самом деле это была та самая школа – как работать над ролью.
Она прекрасно помнит все свои роли, даже сыгранные сорок лет назад. Самой первой в театре кукол была роль ведущей в спектакле по произведению Владимира Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Это был, правда, живой план. С куклами она вышла впервые на сцену в «Царевне-лягушке». У неё было сразу две роли – купеческая дочь и помело Бабы-яги. Элеонора Шпет, человек в театральном мире известный (именно она предложила в своё время Сергею Образцову создать кукольный театр), отметила роль помела, хотя она была без единого слова. Её похвала дорогого стоила. А вскоре Людмила Мартьянова стала получать и главные роли. Первой стал Поросёнок в спектакле «Ты для меня» по пьесе Генриха Сапгира. Настоящий же взлёт её артистической карьеры начался после роли Буратино, когда она заменила заболевшую Галину Радайкину – потрясающую актрису, у которой она многому научилась.
Людмила Ананьевна с благодарностью вспоминает всех режиссёров, с которыми ей довелось работать, хотя их было и не так много. Владимир Лопухин научил её работать самостоятельно. Виталий Елисеев поставил прекрасный спектакль «Таинственный гиппопотам», где она играла Львёнка. Блестящий спектакль в жанре лубка по пьесе Сергея Козлова «Поющий поросёнок» сделал Николай Шишкин. Людмила Мартьянова играла там главную роль. Но давалась она ей с трудом, потому что кукла была сделана в форме копилки, работать с ней было чрезвычайно трудно. Впервые артисты Московского областного театра кукол с этим спектаклем выехали на фестиваль театров кукол Нечерноземья в Горький. Это был 1987 год. И об областном театре кукол заговорили. Отмечали и сам спектакль, и сложившийся ансамбль равноценных по силе актёров: Владимира Дудкина, Татьяну Леонтьеву, Татьяну Чекаленкову, Александра Мясникова и Людмилу Мартьянову.
Особый период творчества Людмилы Ананьевны связан с её работой главным режиссёром. Правда, она не любит говорить о тех спектаклях, которые поставила. Были среди них удачные и не очень. Но все они были любимы зрителем и шли с неизменным успехом. Среди них можно назвать дебютный спектакль «Дядюшка Клоун и мышонок Мыцик», «Трям, здравствуйте», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Волшебные снежинки»… Одной из самых удачных постановок Мартьяновой стал спектакль «Тайна новогодних часов» по пьесе тогдашнего главного художника театра Елены Богдановой – внучки легендарного основателя театра Виктора Швембергера. Этот спектакль до сих пор в репертуаре.
В своё время «Дядюшку Клоуна и мышонка Мыцика» ставил в театре Виталий Елисеев. Людмила Мартьянова в нём играла, и поначалу ей трудно было абстрагироваться от этого спектакля и сделать что-то своё. Но вскоре она поняла, что нужно делать. Этот спектакль о двух одиноких существах, нашедших друг друга. По-другому расставив акценты, ей удалось вдохнуть в постановку новую жизнь. К 200-летнему юбилею А.С. Пушкина Людмила Мартьянова поставила «Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях». С художником-постановщиком Еленой Богдановой они сделали марионеточный спектакль. Мартьянова даже ездила в Санкт-Петербург в известный Театр кукол им. Домини поучиться там принципам работы с марионетками.
– Водить сложно все куклы, – раскрывает тайны профессии Людмила Мартьянова. – Мечта любого кукольника иметь третью руку. Я обхожусь своими, но иногда помощник действительно нужен. У марионетки возможностей для движения больше. Именно поэтому мы выбрали для «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» этот вид кукол. Но тростевую куклу люблю гораздо больше, потому что её лучше чувствую. К сожалению, за мою режиссёрскую карьеру не было спектакля, который бы я сама хотела поставить. Обстоятельства вынуждали восстанавливать прежние постановки или ставить заранее намеченные пьесы. И от карьеры режиссёра я решила всё-таки отказаться. Это не моё призвание! У меня много друзей-режиссёров, с которыми мы вместе учились. И как-то на одной встрече с ними я сказала: знаете, в чём между нами разница? Вы хотите ставить, а я нет. Я хочу играть. Я – актриса до кончиков ногтей. Я могу проводить репетиции, могу быть ассистентом режиссёра, знаю, как разработать роль, но ставить, считаю, мне не надо.
И она вновь вернулась к своим любимым куклам, с восторгом и наслаждением играя каждую роль. В этом теперь вся её жизнь.
А ещё Людмила Мартьянова выступила однажды как драматург, написав пьесу «Играем Андерсена, или Принцесса на горошине». Но художественный совет областного театра кукол эту пьесу отклонил. Мартьянова поставила её в Южно-Сахалинском театре кукол, где спектакль имел большой успех. После такой удачи Людмила Ананьевна переделала пьесу исключительно для себя, поставила собственный спектакль, в котором выступила и как режиссёр, и как актёр. В первый раз она его показала на Международном фестивале театров кукол в Паневежисе (Литва) и сразу получила диплом. Затем она выступила с ним в ЦДРИ на своём юбилейном вечере, посвящённом 40-летию творческой деятельности. Что любопытно, один актёр, который уже видел этот спектакль в Паневежисе, посчитал, что это совершенно другой спектакль, настолько многогранна игра Людмилы Мартьяновой.
– Я сыграла множество ролей, но мечтать всегда есть о чём, – говорит Людмила Мартьянова. – Например, поработать с интересным режиссёром над взрослым материалом, потому что как бы ни интересны были роли поросят, львят, буратин и других сказочных персонажей, мне кажется, я могу что-то ещё сделать. В нашем театре планируют поставить «Принцессу Турандот». Вот в этом спектакле мне бы хотелось сыграть. Мечтаю, чтобы репертуар театра пополнился спектаклями для взрослого зрителя.