Руководитель академического хора люберецкого Дворца культуры Ирина Китаенко отпраздновала 40-летие творческой деятельности.
Когда видишь заслуженного работника культуры РФ Ирину Китаенко за работой, следишь за плавными, а порою и порывистыми, движениями её рук, сложно поверить, что эта милая хрупкая женщина вот уже 40 лет руководит академическим хором «Хорал». Среди хористов здесь – учителя, вузовские преподаватели, служащие, врачи… Но, несмотря на то, что «Хорал» – хор любительский, его активной творческой жизни могут позавидовать и некоторые вполне профессиональные коллективы. Судите сами: хор выступал на крупнейших сценах столицы (в Большом зале Московской консерватории, в концертном зале им. Чайковского, во Дворце съездов в Кремле и т.д.), был лауреатом международных фестивалей в Испании и Польше, да и гастрольная география вполне достойная (от Франции и Германии до США). Однако самим исполнителям больше всего запомнился концерт в Венской ратуше на ежегодном балу, что организуется мэром австрийской столицы.
23 марта в зале Дворца культуры города Люберцы было многолюдно. Здесь собрались местные ценители хоровой музыки. Собрались не только для того, чтобы насладиться сценической кантатой «Кармина Бурана» Орфа или шубертовской мессой в хоровом исполнении, но и поздравить руководителя «Хорала» с юбилеем творческой деятельности.
После концерта мы побеседовали с Ириной Глебовной.
– Как мне кажется, праздничный концерт удался. Зрители не отпускали «Хорал» со сцены минут пять, да и цветов – море. А у вас какие впечатления от сегодняшнего вечера?
– Ощущаю усталость и удовлетворённость одновременно. Удовлетворённость оттого, что чувствуешь, как души слушателей воспринимали нашу музыку. Ведь наше счастье, счастье артистов, музыкантов в том, что счастлив другой человек, зритель. Счастье, когда видишь, что люди ушли с твоего концерта с просветлёнными лицами.
– Почему вы стали руководителем непрофессионального коллектива?
– Когда я закончила Ленинградскую консерваторию, мне поступали предложения возглавить профессиональные хоры. Как молодому специалисту, надо было идти вторым дирижёром. Я же знала, что второй всегда исполняет волю первого, во всём ему подчиняется. А такой расклад для меня слишком труден, потому что я лидер по натуре. К тому же профессиональные хористы зачастую довольно капризны. А здесь, в любительском коллективе – люди удивительные! Я преклоняюсь перед ними! Они тратят свой выходной, воскресенье, на то, чтобы приходить в ДК и петь. А ведь у многих из них и дети, и домашние дела, и какие-то свои проблемы.
– Сегодня в исполнении «Хорала» мы слышали Концерт для хора Дегтярёва и Псалом № 101 Архангельского. Насколько мне известно, в репертуаре хора немало духовной музыки. Как вы пришли к ней?
– К духовной музыке мы пришли ещё в те времена, когда она была не в чести. И слова «Боже мой» нельзя было петь со сцены, приходилось их заменять. Но Бортнянский – всё равно Бортнянский, как бы кто ни пытался его переделать. Могу сказать, что русская духовная музыка отличается особой сердечностью, теплотой и невероятной красотой. И где бы мы ни выступали, её очень хорошо принимают. Не так давно мы были на фестивале духовной музыки в Италии. Сказать, что приём был тёплым, – ничего не сказать. Нашего баса тамошняя публика называла Шаляпиным. За рубежом, кстати, делают очень правильно: исполняют духовную музыку в храмах. А там совершенно другая акустика. Когда мы пели в церкви, то ощущали себя ангелами.
– А как вы вообще определяете репертуарную политику своего хора?
– Я должна слышать, как музыка передаёт душу человека. Именно этого я и добиваюсь от своего коллектива. Да, у нас любительский хор, но мы достигаем профессионального звучания.
– Современный слушатель в массе своей не то что не любит того же Бортнянского, но просто не знает о нём…
– Да. И это, конечно, плохо. По-моему, разговоры о нехватке должной культуры и образования у большинства населения в нашей стране уже стали общим местом. Я понимаю, сложно взять и сразу полюбить Чайковского и Рахманинова. Одно дело, когда ты с детства слушаешь великие музыкальные образцы, а другое – когда с этого самого детства не слышишь ничего, кроме так называемой попсы. Но я всё-таки думаю, что человек должен стремиться к лучшему во всём, в том числе и в музыке. А приобщение к классике можно начать с просмотра телеканала «Культура», где транслируют изумительные концерты. Надо понимать, что музыка очень многое даёт человеку, что жизнь без неё не полна.