Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

«Счастье музыканта – в счастье зрителей»

01 января 2007

МУЗЫКА

Руководитель академического хора люберецкого Дворца культуры Ирина Китаенко отпраздновала 40-летие творческой деятельности. 

Когда видишь заслуженного работника культуры РФ Ирину Китаенко за работой, следишь за плавными, а порою и порывистыми, движениями её рук, сложно поверить, что эта милая хрупкая женщина вот уже 40 лет руководит академическим хором «Хорал». Среди хористов здесь – учителя, вузовские преподаватели, служащие, врачи… Но, несмотря на то, что «Хорал» – хор любительский, его активной творческой жизни могут позавидовать и некоторые вполне профессиональные коллективы. Судите сами: хор выступал на крупнейших сценах столицы (в Большом зале Московской консерватории, в концертном зале им. Чайковского, во Дворце съездов в Кремле и т.д.), был лауреатом международных фестивалей в Испании и Польше, да и гастрольная география вполне достойная (от Франции и Германии до США). Однако самим исполнителям больше всего запомнился концерт в Венской ратуше на ежегодном балу, что организуется мэром австрийской столицы. 

23 марта в зале Дворца культуры города Люберцы было многолюдно. Здесь собрались местные ценители хоровой музыки. Собрались не только для того, чтобы насладиться сценической кантатой «Кармина Бурана» Орфа или шубертовской мессой в хоровом исполнении, но и поздравить руководителя «Хорала» с юбилеем творческой деятельности.
После концерта мы побеседовали с Ириной Глебовной. 

– Как мне кажется, праздничный концерт удался. Зрители не отпускали «Хорал» со сцены минут пять, да и цветов – море. А у вас какие впечатления от сегодняшнего вечера? 

– Ощущаю усталость и удовлетворённость одновременно. Удовлетворённость оттого, что чувствуешь, как души слушателей воспринимали нашу музыку. Ведь наше счастье, счастье артистов, музыкантов в том, что счастлив другой человек, зритель. Счастье, когда видишь, что люди ушли с твоего концерта с просветлёнными лицами. 

– Почему вы стали руководителем непрофессионального коллектива? 

– Когда я закончила Ленинградскую консерваторию, мне поступали предложения возглавить профессиональные хоры. Как молодому специалисту, надо было идти вторым дирижёром. Я же знала, что второй всегда исполняет волю первого, во всём ему подчиняется. А такой расклад для меня слишком труден, потому что я лидер по натуре. К тому же профессиональные хористы зачастую довольно капризны. А здесь, в любительском коллективе – люди удивительные! Я преклоняюсь перед ними! Они тратят свой выходной, воскресенье, на то, чтобы приходить в ДК и петь. А ведь у многих из них и дети, и домашние дела, и какие-то свои проблемы. 

– Сегодня в исполнении «Хорала» мы слышали Концерт для хора Дегтярёва и Псалом № 101 Архангельского. Насколько мне известно, в репертуаре хора немало духовной музыки. Как вы пришли к ней? 

– К духовной музыке мы пришли ещё в те времена, когда она была не в чести. И слова «Боже мой» нельзя было петь со сцены, приходилось их заменять. Но Бортнянский – всё равно Бортнянский, как бы кто ни пытался его переделать. Могу сказать, что русская духовная музыка отличается особой сердечностью, теплотой и невероятной красотой. И где бы мы ни выступали, её очень хорошо принимают. Не так давно мы были на фестивале духовной музыки в Италии. Сказать, что приём был тёплым, – ничего не сказать. Нашего баса тамошняя публика называла Шаляпиным. За рубежом, кстати, делают очень правильно: исполняют духовную музыку в храмах. А там совершенно другая акустика. Когда мы пели в церкви, то ощущали себя ангелами. 

– А как вы вообще определяете репертуарную политику своего хора? 

– Я должна слышать, как музыка передаёт душу человека. Именно этого я и добиваюсь от своего коллектива. Да, у нас любительский хор, но мы достигаем профессионального звучания. 

– Современный слушатель в массе своей не то что не любит того же Бортнянского, но просто не знает о нём… 

– Да. И это, конечно, плохо. По-моему, разговоры о нехватке должной культуры и образования у большинства населения в нашей стране уже стали общим местом. Я понимаю, сложно взять и сразу полюбить Чайковского и Рахманинова. Одно дело, когда ты с детства слушаешь великие музыкальные образцы, а другое – когда с этого самого детства не слышишь ничего, кроме так называемой попсы. Но я всё-таки думаю, что человек должен стремиться к лучшему во всём, в том числе и в музыке. А приобщение к классике можно начать с просмотра телеканала «Культура», где транслируют изумительные концерты. Надо понимать, что музыка очень многое даёт человеку, что жизнь без неё не полна. 

Вера ВЕЛИЧКО

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии Презентация
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS