Будни и праздники Ставропольского академического
Природа, особенно южная, конечно, неиссякающее, не перестающее изумлять диво дивное, но для того, чтобы расцветала она во всей красе, ей нужны руки человеческие, уход и забота. Чтобы вдоль дорог Ставропольского края повсюду цвели фруктовые деревья, чтобы с ранней весны все клумбы краевого центра были разными, но равно образцами красоты и гармонии, – за всем этим должны стоять люди, понимающие, что их забота о других обернётся им же сторицей, что наладить порядок можно лишь сообща, общим трудом, общей любовью.
Так и театр… Только ухоженный, разумно и любовно организованный, согретый руками, сердцами человеческими, способен он приносить радость. Как в Ставрополе.
Директор Академического театра драмы им. М.Ю. Лермонтова Евгений Иванович Луганский декларирует общедоступность, демократизм своего «учреждения культуры» и старается неукоснительно следовать этому принципу. Хотя когда инфляция бушует по стране и месяц от месяца растёт стоимость постановочных материалов, бензина, содержания здания – делать это становится всё труднее. «Догадайтесь, что у нас в Ставрополе не дорожает? – невесело шутит директор и сам же отвечает: – Только театр!»
Увы, Москва с её двух-, а то и трёхтысячными ценами на билеты, ставшими чуть ли не доброй половине столичных жителей не по карману, здесь – не пример. Периферия – Рязань, Тула, Владимир – из последних сил держит оборону. В Ставрополе же поход в театр обойдётся максимум в двести рублей, и то – на премьеру. А школьники, студенты, родители с детьми с помощью специальной системы абонементов вообще получают счастливую возможность посмотреть спектакль за пятьдесят рублей. Результат – полные зрительные залы. А в них – преимущественно восторженные лица и долго не смолкающие аплодисменты, с неизменным финальным «общим вставанием». И тут не нужны никакие социологические исследования, рейтинги – факт единения театра со своей публикой налицо. Хотя когда местная газета однажды провела выборочный опрос, получилось, что 38 процентов от общего числа зрителей бывает в театре раз в месяц, а на премьерах – обязательно. Очень даже неплохой результат!
В число любимых спектаклей тогда попали «Белая гвардия», «Царская охота», «Полёт над гнездом кукушки», «Лев зимой»», «Халам – бунду». Думаю, что по итогам последнего сезона среди зрительских фаворитов оказались бы и «Свидания по средам» В. Красногорова, «Женщины без границ» Ю. Полякова, а наряду с ними и «Ревизор», и «Дон Сезар де Базан».
Очень любопытно наблюдать, как в Ставрополе смотрят классику. Из того, сколь напряжённо следит зал за перипетиями сюжета, видно, что многие даже хрестоматийных пьес не читали. Происходящее на сцене воспринимается как крайне занимательные истории, сродни телевизионным мелодрамам и детективам. В сравнении, полагаю, нет ничего обидного. Театр должен сегодня выигрывать не им начатое, но реально существующее состязание с «ящиком» и суметь победить – увлекательностью, яркостью, талантом. А классика потому и классика, что во все времена оказывается конкурентоспособной.
В Ставропольский театр ходит много молодёжи, а также тех, кто до этого социального статуса пока не дорос. Но надо видеть, как замирают буйные школьники на спектакле «Дон Сезар де Базан», когда сластолюбивый Карл II под видом венчанного мужа проникает к уличной плясунье Маритане, как переживают, видя козни коварного дона Хосе, и как взрываются аплодисментами в момент воссоединения влюблённых. Артисты в этом материале как-то правильно простодушны и живут на сцене с абсолютным доверием к происходящему. А уж герои – красавцы Ирина Баранникова и Александр Жуков – так замечательно чувствуют природу костюмной героической комедии, что успех спектаклю гарантирован.
Публика наша любит хорошие концы, чтобы добро непременно побеждало зло. Но в классике, в том числе бесстрашно предупреждающей людей об опасностях, тем более внутренних, обусловленных самой природой человеческой, так бывает не всегда… В уездный город N едет новый ревизор, а в паноптикуме гоголевских героев вовсе нет лиц положительных, кому можно было бы сострадать и желать счастья под занавес. Сейчас спектакль ставропольский далёк от идеала, многие исполнители отчаянно «плюсуют», окарикатуривают своих чиновников, так, что мало не кажется, но Гоголь всё равно прорывается к залу, и его предостережение, сигнал тревоги – «Над кем смеётесь? Над собой смеётесь?» – похоже, волнует каждого присутствующего.
В интересно задуманной молодым постановщиком Сергеем Филипповым чеховской «Чайке» (где собственно режиссёрский замысел, на мой взгляд, оказался не вполне реализованным, особенно во второй части пьесы) большинство персонажей, включая Треплева, Аркадину, Тригорина, чуть снижены в личностном масштабе, усреднены, заурядны, а при этом Нина Заречная у Евгении Капраловой – не слишком красивая и талантливая, именно своей «обыкновенностью» становится ещё ближе, понятнее зрителям, вызывает эмоцию, которую можно определить как «любовное настроение». В Ставрополе спектакль так и называется: «Пять пудов любви».
В краевом центре населения всего четыреста тысяч, а во всём Ставрополье – около трёх миллионов. Театр, единственный профессиональный драматический на весь регион, старается быть максимально доступным для всех желающих посмотреть его спектакли. Поэтому у них есть пять площадок – своеобразных филиалов по краю, где они обязательно бывают как минимум раз в квартал. Заведующая Ново-Александровским районным отделом культуры Раиса Андреевна Деркач при мне просила директора театра привезти к ним в следующий раз «Царскую охоту». И хоть станок из спектакля на скромной сцене ДК не уместится, тот пообещал: приедем! В выездной театральный день обычно играют по три спектакля, из них два – для детей. Надо было видеть, как новоалександровские дети, нарядные, в белых бантах, с родителями и учителями шли в театр. На «Молодильные яблоки». На праздник! («Мы детей лучше наряжаем, чем в больших городах», – не упустила случая отметить районный культурный руководитель.) А вечером в Дом культуры не менее «припараженные» взрослые придут на «Женщин без границ». На каждом представлении – аншлаг.
Здесь, на Кавказе, сильны нравственные устои казачества с их справедливым на зависть любым демократам вековым казачьим кругом. «У нас так не принято», – говорят в станице Ново-Александровской, и тут хоть тресни, свои неписаные правила они не нарушат! У них и бутыли с самогоном свои, редкий чужак выдержит, и тосты «стременной», «закурганный» – собственные, так же как кухня с «ряжеными» пирогами, пареной тыквой, кукурузной кашей… Не только домашняя пища, но фабричного производства новоалександровские колбаса и сыр будут на удивление, особенно для москвича, вкусными, добротными. Что же до тяги к красоте – она у них в крови. Вдумайтесь, на семьдесят тысяч жителей района – триста двадцать семь коллективов художественной самодеятельности, с тысячами участников, которые петь начинают, кажется, куда раньше, чем говорить. А сама их «куратор» – Раиса Андреевна, красивая, статная, ни дать ни взять из тех казачек, у кого в руках распускаются цветы: вон один только фикус за двадцать пять лет из кадки распространился по всей стене Дома культуры до потолка. «Ну как нам не привезти «Царскую охоту»?!» – вопросом, не требующим ответа, восклицает Евгений Луганский. Притом что до Ново-Александровска от Ставрополя – два часа дороги в один конец. А до Нефтекумска – двести семьдесят километров, значит, общее время в пути вырастает до девяти часов, но актёры не ропщут, едут, зная, что их ждут и любят, что они нужны.
«Спасибо, что в крае нас понимают и стараются помочь. Вот автобус нам купили», – рассказывает директор и с горечью добавляет про то, что ни в Министерстве культуры России, куда они обращались за помощью, ни в канцелярии президента, куда они направляли заявку на соискание президентских грантов в области культуры и искусства для своей программы выездной работы на селе, помочь не захотели – «даже не ответили».
В профессиональных театрах знают, что в поисках тесного контакта и взаимопонимания с массовым зрителем порой приходится идти на творческие компромиссы, делать уступки хорошему вкусу. Оттого так часто расходятся мнения профессиональных критиков и тех, кто просто покупает билеты и от чьего выбора зависит благополучие театра. Ставропольский театр, конечно же, делает выбор в пользу публики.
У них даже и специалист свой по этой части есть – режиссёр Валентин Бирюков, на удивление знает правила кассового спектакля и умеет им мастерски следовать. Он всегда занимательно строит интригу, он не пропустит, а, наоборот, подчеркнёт комические эффекты происходящего, даже если это трагическая история «Полёта над гнездом кукушки», он умеет и не в самых «жизненных» пьесах добиваться от актёров органики и воодушевлённости. Но и любит – из песни слова не выкинешь – «приукрасить» действие. Как, к примеру, в «Женщинах без границ» появились перемежающие сюжет вставные танцевальные интермедии, исполненные молодыми актёрами в белых фраках и бальных платьях. Особенной необходимости в них нет, кроме общего правила, почти всегда безошибочно срабатывающего на публике: сделайте нам красиво!
Но ведь это факт (нравится не нравится), заслуживающий особенного внимания, что почти все спектакли Валентина Бирюкова лидируют в прокате.
Вроде бы пустяковая история, житейский анекдот о том, как в поисках развлечений жена одного сослуживца становится любовницей другого, а во второй паре всё происходит зеркально наоборот, и, конечно же, измены раскрываются, и всё возвращается «на круги своя». Ситуация пребанальная, пьеса «Свидания по средам» В. Красногорова далека от литературных достоинств: воистину есть классика, есть добротные пьесы, а есть лишь повод для спектакля – в Ставрополе такой возможностью воспользовались и сумели сделать очень смешную постановку, нагруженную при всём при том незатейливой моралью: вот, мол, до чего доводит потворство собственным слабостям!.. Особенные молодцы – мужчины, замечательные артисты Борис Щербаков, Александр Ростов, Владимир Аллахвердов, Владимир Петренко. А зрителям – отдых и радость! Посмеялись и довольные, отдохнувшие разошлись по домам. Хотя иные зрители на этот же спектакль приходят не по одному разу.
На Ставрополье любовь к театру разлита в воздухе. Она, эта любовь, – необходимая часть жизни края. И те, кто питает, поддерживает эту любовь, заслуживают и уважения, и пристального внимания, и даже воспевания.
, СТАВРОПОЛЬ–МОСКВА