Если совокупный гонорар звёзд мирового кино разделить между жителями России, то они смогут не работать три года.
Из телерекламы
Мечтать, как известно, не вредно. В кризисные моменты истории, когда телевидение окончательно превращается в наркотик бедных, в отсутствие своих денег приятно подсчитывать чужие. И тогда главным развлечением неимущих становится лакейский театр. Не тот театр, где прислуга ставит самодельные пародии на господ и о котором писал сто лет назад знаток городской культуры Владимир Гиляровский: «…«представление» весьма старинное, развлечение крепостных». Современные лакеи гламура – звёзды кино, телевидения и всего на свете – изображают самих себя, любимых.
Звёзды взгромождаются на коньки (Первый: «Ледниковый период», Россия: «Звёздный лёд»), вспоминают босоногое малолетство («Домашний»: «Незвёздное детство», «Трудные судьбы звёзд»), делятся байками о фанатах (ТВ Центр, «Реальные истории»: «Звёзды и поклонники»), переводят продукты в прямом эфире (НТВ: «Кулинарный поединок»), шутки ради рядятся принцами и нищими (НТВ: «Суперстар-2008. Команда мечты»), играют в Робинзона и Пятницу (Первый: «Последний герой»), болтают просто так («Звёздный вечер на «Звезде»). ТВ Центр в программе «В центре внимания» (!) показывает фильм «Гламурное животноводство» с анонсом: «Золотой зуб у собаки, личный водитель у кошки, рестораны, гостиницы, фитнес-центры и салоны красоты для четвероногих москвичей». Двуногим, надо понимать, предоставлено право зеленеть от зависти.
Некоторое время назад звёзды ещё и пели-танцевали-жонглировали, но названия тех шоу стёрлись из памяти в силу тотального отсутствия у звёзд вкуса, слуха и ритма. И это без учёта одних и тех же лиц, мелькающих в программах утренних, тематических и игровых: «В мире животных», «Кто хочет стать миллионером» и пр.
Весь этот «звездопад» на наши головы вызывает тягостное ощущение в подложечной области, в просторечии именуемое тошнотой.
«Телезвёзды» – алмазы бедняков. Пусть «звёзды» меняют презрительную гримасу гламурных выскочек на демократическое выражение лица: выходит жуткая гримаса. Всё потому, что «страшно далеки они от народа».
Мысль об «удалённости» от народа, высказанная идеологом практической революции Ульяновым (Лениным), относилась к дворянам. Но сегодня это напомнило весьма характерное явление в телепрограмме.
По всем каналам прокатывают хронику о возвращении в Гатчину книги из царской библиотеки. Картинка сопровождается комментарием. Нам предлагается восхищаться не замечательным фолиантом, а тем, что его мог листать именитый Победоносцев и даже (в этом месте ведущие экстазно закатывают глаза) «сам» великий самодержец.
Первый телеканал показывает цикл «Великие династии»: Шереметевы, Долгорукие, Демидовы, Трубецкие, Голицыны… Вела передачи Фёкла Толстая, как особо подчёркивалось – праправнучка графа Льва Николаевича Толстого.
ТВ Центр с придыханием анонсирует программу «Московская неделя»: «Существовал ли на самом деле поручик Голицын, и чем сегодня занимаются потомки дворянских родов?» Актуальнее проблемы в Москве не сыскалось…
Дело даже не в том, что каждая такая передача предлагает умиляться: какие умницы эти дворяне, как благородно выглядят и т.п. При этом упускается из виду, что народ почему-то не захотел власти «благородных». И не по причине масоно-германо-большевистского заговора, а потому, что общество «благородных» по собственной инициативе настолько разложилось, что от дурного запаха страну пришлось проветривать путём революции.
Славными делами занималось далеко не всё дворянское сословие. Поневоле вспоминается едкий, как царская водка, Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин: «…сзади меня стоят десятки поколений корнетов, которые и из глубины могил кричат: noblesse oblige! (звание дворянина обязывает!). И вот почему я пью коньяк» («Дневник провинциала в Петербурге»).
Можно уважать отдельных славных героев. Но когда предлагают восхищаться принадлежностью к классу (дворян, духовенства, пролетариата – нужное подчеркнуть) – в воздухе пахнет революцией. Сегодня потомки знатных родов поделили между собой телеканалы, как поделили территорию СССР «дети» лейтенанта Шмидта в романе «Золотой телёнок». Вояж любого дворянского потомка в Россию выдаётся за событие.
Сами потомки унаследовали от предков простую идею: «Народ не роскошь, а средство обогащения». Русская правда – это «Русская правда»: за убийство боярина – смерть, за убийство холопа – плети.
Мы смеёмся над забавными потугами киевских горе-историков слепить из лжи и недомолвок «новое прошлое» Украины. Тогда как у нас, на наших глазах – исключительно благодаря телевидению – создаётся миф о всеобщем дворянском происхождении русского народа.
И вот уже мой давний знакомый оставляет попытки сделать себе имя трудом и работает потомком какого-то великомученика из дворян, путешествуя с семейством по монастырям и благословляя богомолок. А знаменитый режиссёр и актёр гордится на весь телеэфир, что ведёт род от постельничего – человека при царской койке.
А что народ-телезритель? Если он смирился с навязанными звёздами, их барским образом жизни, то в перспективе столь же охотно примет крепостное рабство – как избавление от душевных мук. Когда в «дворянских» передачах нам рассказывают о «возрождении нравственности», то имеют в виду время тёмных людей, замученных тяжёлой работой и бывших собственностью других людей. Вот почему слово «демократия» снова зазвучало на ТВ в ругательном смысле.
Все каналы ТВ поразил вирус холопства и подобострастия. По всем программам – сериалы про трогательные отношения господ и рабов. Я не о «Рабыне Изауре» и нищих пеонах в белоснежных подштанниках. На кой нам пеоны, если имеется собственная «Бедная Настя» – сериал, вновь поплывший в эфирном гламуре, как муха в варенье! Посредством «Бедных Насть» прошлого поддерживается видимость социального равенства в настоящем. Эффект получается противоположный: на фоне кризиса приторные программы про звёзд и дворян – чистой воды пропаганда идей марксизма о воспитании классовой ненависти к угнетателям, что уже смешно.
Сколь радует душу зрелище портретов славных выходцев из дворянского сословия: мореплавателей, военачальников, учёных! Но почему нам упорно навязывают их потомков, ничем себя не прославивших, но живо интересующихся восстановлением привилегий и родовой недвижимостью? Некий обладатель звучной фамилии, выступая по Первому каналу, заявил: «Сама принадлежность к славному роду уже должна вызывать трепет и почитание». Правда, не сказал, у кого.
Несмотря на интересное сочетание имени и фамилии, у меня в роду дворян – раз-два и обчёлся. «Хушь плачь», как выразился бы Зощенко. За редким исключением предки мои гнули спины крепостными на землях графа Шереметева; их забривали в солдаты на четверть века; они шли с кистенями на большую дорогу или становились казаками и уходили осваивать вольные сибирские просторы.
Я не сильно огорчён дефицитом дворянской крови в моём организме. И даже готов оказать посильную творческую помощь телевидению, явно переживающему кризис идей. Идея моя полностью оригинальна: ток-шоу с участием наследных дворян и потомков мастеровщины, дворни, трактирных половых, бурлаков, фабрично-заводских рабочих, монастырских крестьян. Всех тех, кого благородное сословие именует «чернью», «быдлом» и «чумазыми».
В мирных беседах за чаем мы выясним, как жил простой люд раньше и как бытуют его потомки теперь; что следует вернуть из прошлого, а на чём поставить крест; готовы ли мы вставать под дворянские знамёна и какими народными средствами лечится тошнота от «звёздной болезни» нашего телевидения.