Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Литература

Счастливый человек

01 января 2007

Из воспоминаний о поэте Игоре Жданове

Счастлив тем,
что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве
И зверьё, как братьев
наших меньших,
Никогда не бил по голове. 

С. Есенин

Фото 2005 годаЭти есенинские строчки Жданов повторял часто, будто сам их написал, настолько они точно отражали его отношения с теми, кого он больше всего любил и жалел.
Он любил нравиться. Знал, что стихи его покоряли сердца тех, кто их слушал. И благодарный за понимание, внимание им и очарованность ими, сам готов был на ответные безумства.
В нашем доме практически не запирались двери. Те, кто любил стихи Жданова, становились своими сразу и надолго.
Рабочий день его обычно начинался после обеда. К этому времени он приезжал в издательство «Советский писатель». Там его ждали авторы, судьба которых была в его редакторских руках. И обсуждение проблем с изданием или работой над рукописью почти всегда к концу дня перемещалось в ЦДЛ, который очень удобно располагался на этой же Поварской улице, тогда Воровского, стоило выйти за ворота и свернуть налево.

В пивном зале, где на стенах красовались автографы и афоризмы литературных асов и корифеев, всегда были «свои», здесь читались стихи, завязывались знакомства, передавались из уст в уста новости, сплетни, словом, гудела литтусовка. Сдвигались столики, когда было особенно интересно многим то, о чём спорили двое-трое. Подсаживались, выставлялись новые бокалы с пивом, чашечки с кофе. И где-то близко к ночи неумолимая администратор ЦДЛ Эстезия настойчиво подвигала к двери неуёмных поэтов...
Жданову было хорошо – он садился на мотоцикл. Тогда у него была «Паннония», и, приладив портфель с рукописями к багажнику, а то и прихватив с собой поддатого седока, рулил домой.

С талантливыми авторами у него складывались сразу же не то что приятельские, а чуть ли не братские отношения. Издаваться в те времена было очень сложно. И «опасные» рукописи как-то традиционно подсовывали Жданову. И он пробивал непроходимые вещи. Ценой выговоров, скандалов, трудных дипломатических переговоров в главной редакции и в дирекции.
Пробивание книжки прозаика из Минска Бори Казанова мне запомнилось как авантюрный сериал. Боря был моряком, был зверобоем. Он всегда был в морских клёшах с бляхой на животе величиной с паспорт. Писал образно, да и темы были незаезженные, овеянные солёным ветром странствий, с налётом мужской жёсткой романтики. Привозил с собой запах копчёной рыбы, рыбьего жира и перегара. Пили, сидя за столом, сдвинув в сторону всё лишнее, обсуждали, что оставить, что переставить в рукописи...
Борина книжка рассказов вышла. Игорю удалось её пробить.

Как-то принёс рукопись Галины Щербаковой «А если это любовь?». Учительница написала рассказы о школе, о её проблемах. Опять: «Низзя! Ай-яй-яй!» Про любовь старшеклассников! Неудобная тема впоследствии стала широко известной по экранизации. Фильм называется «Вам и не снилось».
– И это они не хотят издавать! – возмущался Жданов. Сколько их было – талантливых начинающих авторов, которые получили добро от Игоря Жданова и поддержку на раннем этапе творческого пути. Четверть века проработал он в «Советском писателе» в редакции русской современной прозы.

На себя, как всегда, времени не оставалось. Да и издавался сам с большим скрипом. Помню, как вернулся домой после обсуждения с Егором Исаевым сборника стихов – кажется, «Голубиной почты» – с размаху бросил рукопись на стол. Можно было не спрашивать, как дела. Ясно и так.
Что делать-то! К завтрашнему дню надо внести правку, много чего переделать.
Во-первых, неохота. Во-вторых, не успеть.
Игорь переделал очень незначительную часть стихов. На другой день понёс книжку назад. Пронесло.

Кутя был замечательный пёс. Сын маленькой пушистой терьерши Пуньки и большого чёрного ньюфаундленда, он фантастическим образом сочетал в себе очарование и игривость матери и основательность и симпатичность отца. Его, новорождённого, уже собиралась утопить в бочке хозяйка дачи, которую мы снимали в тот год в Загорянке.
– Жалеть-то вы все мастера! – оправдывалась тётка. – Вот и берите его!
Жданов просто выхватил щенка у неё из рук. И сунул мне: держи, посади себе за пазуху. Берём! Мы были на мотоцикле, и через час в нашей московской квартире в Обыденском переулке уже спал на письменном столе под лампой чёрненький Кутька.
Вырос он с папу своего ростом и отличался удивительно добрым характером. Однажды к нам в комнату через раскрытое в палисадник окно (а жили мы на антресольном этаже) влез поэт Витя Парфентьев. Не застав нас дома, он взял с книжной полки несколько нужных ему томиков, оставив записку типа: взял то-то и то-то, верну тогда-то. Парф.
Он спокойно вышел через дверь. Потом он нам рассказал, что Кутька спал в кресле, когда он возник в окне, и вместо того, чтобы облаять его, когда он спрыгнул на пол, дружески поставил ему лапы на грудь и облизал физиономию. Просто Кутя узнал своего.
Кутя разбирался в поэзии. Когда читали хорошие стихи: Есенина, Гумилёва, Пушкина, – он блаженно закрывал глаза и как бы прислушивался.
Томные романсы – мотив этих вещей Кутя узнавал сразу и подвывал, часто почти точно попадая в ноту.
Однажды притащили разбитую вдребезги черепаху. Она упала у кого-то с балкона на асфальт, панцирь раскололся на части, но она работала лапами. Игорь разложил её на полотенце и пинцетом выровнял запавшие внутрь осколки, потом намазал клеем БФ бинты и, крепко стянув, забинтовал, создав таким образом крепкий новый панцирь. Через месяц сняли повязки – всё срослось. Но походочка, конечно, у Черепаха – это был мальчик – осталась флотской: он как бы заикался на ходу, чересчур высоко задирая переднюю лапу и как бы салютуя.

Вообще в характере Жданова была какая-то удивительная отзывчивость на чужое горе. Будь то пьяница, уснувший в холодную ночь на тротуаре, или заблудившаяся чудаковатая старушка, которая забыла свой адрес, – не мог пройти мимо, помогал и «братьям нашим меньшим», и бедным людям.
На даче в Загорянке, где он жил в последние годы и зимой и летом, у него было больше десятка кошек, не считая основной собаки и её приходящих друзей. Кошки любили его преданно и верно. Они доверчиво рожали котят у него на диване, вместе смотрели с ним телевизор, сопровождали в походе в магазин и грели его по ночам. Всех он кормил: варил им кашу с рыбой или курятиной в двух большущих кастрюлях, звал по именам, разговаривал с ними и совершенно серьёзно, как арсеньевский Дерсу Узала, утверждал, что они такие же люди, как мы...

Когда Союз писателей наконец-то расщедрился и выделил нашей семье – Жданову, мне и двум нашим дочкам – трёхкомнатную квартиру в Гольянове, мотоцикл ему был особенно кстати.
Тогда почитатели его музы приезжали с ним, а то и своим ходом, и цедээловские посиделки переносились на природу – в дремучие лопухи вокруг Гольяновского пруда.

Стихи он не «писал», а записывал. Сначала строчки появлялись на коробках от «Примы», на уголках газет, в записной книжке. Мучительного сидения за столом и работы как таковой не было. Он ходил, ритмично гудел что-то себе под нос, потом прыгал к столу и буквально застигнутый потоком рифм и строчек хватал перо и быстро набрасывал фразы. Это вдохновение могло застать его в самый неожиданный момент. Ну, например, в процессе бритья. С одной намыленной щекой он мог быстро-быстро записывать строчки, тут же нашарив огрызок карандаша и какой-нибудь конверт. Потом проходило какое-то время, и эдак часа в 3–4 ночи он будил меня: «слушай!» – и выдавал новое стихотворение.
Чаще всего это было здорово. Тогда какой уж тут сон! Крепкий чай, потом ещё чтение. Уже с придирками. И если до меня что-то не доходило или он упирался и не соглашался с моей критикой, то спор мог разбудить соседей, которые стучали щёткой в потолок. 

Галина ЛЕБЕДЕВА
(ЖДАНОВА)

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Одолеть бармалеево войско

    08.05.2025
  • Разница между истинным и ложным

    08.05.2025
  • Утнасун

    08.05.2025
  • Пара строк, записанных в блокнот

    08.05.2025
  • C зонтиком против урагана

    08.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS