Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 27 марта 2013 г.
  4. № 13 (6409) (27.03.2013)
Литература

Счастливый нарушитель

Совместный проект «ЛГ» и Ханты-Мансийского банка

27 марта 2013

Что я чувствую после выхода альманаха «День поэзии – 2012»? Честно признаюсь: чувства смешанные. К счастью, разочарования нет. Есть осознание сделанного, а оно, в свою очередь, даёт повод к размышлениям.

Правда, остаётся ещё чувство благодарности. Прежде всего коллегам по альманаху и моему родному «подъёмовскому» коллективу – за их сверхурочный трудовой энтузиазм, за этот беспрецедентный восьмимесячный марафон. Вот и не верь после этого, что поэзия – это воздушное, тонкое, изящное творение человеческого духа – и есть самый тяжкий физический труд на свете.

А ещё я благодарен моим дорогим землякам-воронежцам. В день презентации альманаха их столько собралось в конференц-зале любимой Никитинки (Воронежская областная универсальная публичная библиотека им. И.С. Никитина), что мне в те минуты вдруг вспомнились далёкие 70-е. Тогда на университетские вечера поэзии народ буквально ломился в актовый зал Воронежского университета, чтобы послушать своих поэтов и посмотреть на московских.
И вот спустя десятилетия у воронежских ценителей поэзии выпала редкая возможность вживую видеть и слышать авторов сразу двух столиц: из Москвы и Санкт-Петербурга.

Слава богу, уровень подтверждён, статусность сохранена, традиции не потеряны. Патриархи мирно соседствуют с новым поколением, «средний поэтический класс», коих большинство в альманахе, выглядят удалыми молодцами с осознанием того, что они-то и определяют сегодняшнее состояние и направление отечественной поэзии. Насколько они перешагнут из современной действительности в заманчивые дали вечного, какое место займёт поэзия начала нашего века в исторических ранжирах русской поэзии в дне завтрашнем, вопрос, конечно, интересный, но не зависящий от нашего желания. Однозначно: российская поэзия жива. Вопреки всему.

Этого достаточно для выпускающего главного редактора альманаха, чтобы чувствовать себя удовлетворённым. Что я, собственно, и делаю. Но… пару пометок на полях «Дня поэзии» про запас приберёг.

Конечно же, появление в 2006 году возрождённого «Дня поэзии», скорее, исключение из правил, чем само правило. Его выпуск мне напоминает езду под запрещающий знак, образно именуемый в народе «кирпичом»: дорога есть, ехать в принципе можно, но движение в этом направлении осуществляется только в особых случаях.

Почему так – постараюсь пояснить.

В официальной жизни государства сегодня единой литературы нет. И нет единого литературного процесса: он закольцован в региональных магистралях. Регионализация в нынешней России сродни ухабам. Они отчётливо видны в литературе, в культурной и духовной жизни, в экономической и социальной сферах. Даже в правовом пространстве. Федеральный центр заключает соглашения с регионами, регионы – с муниципальными территориями о передаче полномочий. Но если какую-то часть социально-экономических забот страны и можно переложить с одного плеча на другое, например, училище или дет­ский дом, завод или больницу, то как переложить культуру народа, его вековые традиции, быт и нравы, песни и обычаи, сказки и поверья? Точно так же не переложишь с одного плеча на другое и литературу как составную часть нашей великой культуры.

Но, оказывается, это возможно, если забыть об этом совсем.

Несколько лет назад мне довелось знакомиться с отчётом Министерства культуры РФ за очередной календарный год. Почти девяносто машинописных страниц. Целый калейдоскоп мероприятий, графиков, программ и цифр. Были там отчёты и планы по развитию всего спектра отечественной культуры и искусства. В двух или трёх местах упоминался даже классик русской литературы А.П. Чехов. Правда, исключительно в контексте театральных постановок. И всё! Поэтому правильней говорить о наличии литературы столичной и, например, воронежской, липецкой, тамбовской, курской и т.д. Даже о литературе Черноземья сказать не решаюсь: будет преувеличением. Это раньше говорили о литературе Дона, Кубани, Урала, Сибири, национальных республик как основе единой советской литературы. Нынешняя местная литература – не основа литературы столичной: очень разные в сути понятия.

Вот и получается, что регионизированный литературный процесс представляет собой дорогу с односторонним движением. Из столицы проезд свободный, хотя бы потому, что продукт писательский – книга – доставляется на продажу в регионы, а обратно – пресловутый жирный «кирпич», оповещающий, что движение запрещено! Попробуйте предложить книгу писателя из глубинки для продажи в столице – в лучшем случае вам вежливо откажут.

Выпуск альманаха «День поэзии» на базе воронежского литературно-художественного журнала «Подъём» (кстати, одного из старейших в России – в январе 2013 года ему исполнилось 82 года) и стал своеобразной ездой под «кирпич». А сам я ощутил себя в роли счастливого нарушителя, потому как другого пути к намеченной цели пока не предвидится.

По доброй и недоброй воле Воронеж стал родиной военно-морской славы России при Петре I, а позднее – неотъемлемой частью литературно-поэтической истории.

Этим нельзя не гордиться. И в этом видится мне высшее предназначение. Возрождённый альманах «День поэзии» неслучайно связан с Воронежем.
Вдруг да и наступят благословенные времена, когда на пути «литературного дорожного движения» уберут за ненадобностью этот непопулярный в народе знак, запрещающий движение в обе стороны, а воронежский опыт по выпуску альманаха «День поэзии» наконец-то откроет столь долгожданное движение литературного процесса из провинции в столицу.

Обсудить в группе Telegram

Иван Щёлоков

Иван Щёлоков Александрович — журналист. Выпускн... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Этюд об умении летать

    01.07.2025
  • Енисейская тетрадь жизни

    01.07.2025
  • Поезда памяти

    30.06.2025
  • Дружба не обходится без песен

    29.06.2025
  • Планета Сент-Экс

    29.06.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии Презентация
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS