Что я чувствую после выхода альманаха «День поэзии – 2012»? Честно признаюсь: чувства смешанные. К счастью, разочарования нет. Есть осознание сделанного, а оно, в свою очередь, даёт повод к размышлениям.
Правда, остаётся ещё чувство благодарности. Прежде всего коллегам по альманаху и моему родному «подъёмовскому» коллективу – за их сверхурочный трудовой энтузиазм, за этот беспрецедентный восьмимесячный марафон. Вот и не верь после этого, что поэзия – это воздушное, тонкое, изящное творение человеческого духа – и есть самый тяжкий физический труд на свете.
А ещё я благодарен моим дорогим землякам-воронежцам. В день презентации альманаха их столько собралось в конференц-зале любимой Никитинки (Воронежская областная универсальная публичная библиотека им. И.С. Никитина), что мне в те минуты вдруг вспомнились далёкие 70-е. Тогда на университетские вечера поэзии народ буквально ломился в актовый зал Воронежского университета, чтобы послушать своих поэтов и посмотреть на московских.
И вот спустя десятилетия у воронежских ценителей поэзии выпала редкая возможность вживую видеть и слышать авторов сразу двух столиц: из Москвы и Санкт-Петербурга.
Слава богу, уровень подтверждён, статусность сохранена, традиции не потеряны. Патриархи мирно соседствуют с новым поколением, «средний поэтический класс», коих большинство в альманахе, выглядят удалыми молодцами с осознанием того, что они-то и определяют сегодняшнее состояние и направление отечественной поэзии. Насколько они перешагнут из современной действительности в заманчивые дали вечного, какое место займёт поэзия начала нашего века в исторических ранжирах русской поэзии в дне завтрашнем, вопрос, конечно, интересный, но не зависящий от нашего желания. Однозначно: российская поэзия жива. Вопреки всему.
Этого достаточно для выпускающего главного редактора альманаха, чтобы чувствовать себя удовлетворённым. Что я, собственно, и делаю. Но… пару пометок на полях «Дня поэзии» про запас приберёг.
Конечно же, появление в 2006 году возрождённого «Дня поэзии», скорее, исключение из правил, чем само правило. Его выпуск мне напоминает езду под запрещающий знак, образно именуемый в народе «кирпичом»: дорога есть, ехать в принципе можно, но движение в этом направлении осуществляется только в особых случаях.
Почему так – постараюсь пояснить.
В официальной жизни государства сегодня единой литературы нет. И нет единого литературного процесса: он закольцован в региональных магистралях. Регионализация в нынешней России сродни ухабам. Они отчётливо видны в литературе, в культурной и духовной жизни, в экономической и социальной сферах. Даже в правовом пространстве. Федеральный центр заключает соглашения с регионами, регионы – с муниципальными территориями о передаче полномочий. Но если какую-то часть социально-экономических забот страны и можно переложить с одного плеча на другое, например, училище или детский дом, завод или больницу, то как переложить культуру народа, его вековые традиции, быт и нравы, песни и обычаи, сказки и поверья? Точно так же не переложишь с одного плеча на другое и литературу как составную часть нашей великой культуры.
Но, оказывается, это возможно, если забыть об этом совсем.
Несколько лет назад мне довелось знакомиться с отчётом Министерства культуры РФ за очередной календарный год. Почти девяносто машинописных страниц. Целый калейдоскоп мероприятий, графиков, программ и цифр. Были там отчёты и планы по развитию всего спектра отечественной культуры и искусства. В двух или трёх местах упоминался даже классик русской литературы А.П. Чехов. Правда, исключительно в контексте театральных постановок. И всё! Поэтому правильней говорить о наличии литературы столичной и, например, воронежской, липецкой, тамбовской, курской и т.д. Даже о литературе Черноземья сказать не решаюсь: будет преувеличением. Это раньше говорили о литературе Дона, Кубани, Урала, Сибири, национальных республик как основе единой советской литературы. Нынешняя местная литература – не основа литературы столичной: очень разные в сути понятия.
Вот и получается, что регионизированный литературный процесс представляет собой дорогу с односторонним движением. Из столицы проезд свободный, хотя бы потому, что продукт писательский – книга – доставляется на продажу в регионы, а обратно – пресловутый жирный «кирпич», оповещающий, что движение запрещено! Попробуйте предложить книгу писателя из глубинки для продажи в столице – в лучшем случае вам вежливо откажут.
Выпуск альманаха «День поэзии» на базе воронежского литературно-художественного журнала «Подъём» (кстати, одного из старейших в России – в январе 2013 года ему исполнилось 82 года) и стал своеобразной ездой под «кирпич». А сам я ощутил себя в роли счастливого нарушителя, потому как другого пути к намеченной цели пока не предвидится.
По доброй и недоброй воле Воронеж стал родиной военно-морской славы России при Петре I, а позднее – неотъемлемой частью литературно-поэтической истории.
Этим нельзя не гордиться. И в этом видится мне высшее предназначение. Возрождённый альманах «День поэзии» неслучайно связан с Воронежем.
Вдруг да и наступят благословенные времена, когда на пути «литературного дорожного движения» уберут за ненадобностью этот непопулярный в народе знак, запрещающий движение в обе стороны, а воронежский опыт по выпуску альманаха «День поэзии» наконец-то откроет столь долгожданное движение литературного процесса из провинции в столицу.
Счастливый нарушитель
Совместный проект «ЛГ» и Ханты-Мансийского банка
Быть в курсе
Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.