Весьма необычным способом отметил свой 90-летний юбилей Звенигородский историко-архитектурный и художественный музей. В Царицыных палатах, расположенных на территории древней обители – Саввино-Сторожевского монастыря, участники торжества предавались прелестям дачной жизни под Звенигородом, которые когда-то описал Антон Павлович Чехов.
Конечно, как это принято, состоялась и торжественная часть, где высокие гости – представители Министерства культуры Московской области, администрации городского округа Звенигород, директора областных музеев, а также друзья и помощники музея поздравляли его сотрудников с таким солидным юбилеем. Было много тёплых слов и поздравлений, цветов и подарков, почётных грамот и благодарственных писем. Почётным знаком Московской областной думы «За трудовую доблесть» награждены директор Звенигородского музея Галина Стоенко и старейший сотрудник Вера Кондрашина.
Готовясь к юбилейной дате, сотрудники музея сняли фильм «Река времени» с использованием уникальных архивных кинолент об истории и становлении своего музея, его сегодняшнем и завтрашнем дне.
Пожалуй, нет другого такого музея, к которому время было так благосклонно и так безжалостно. Не раз оно дарило ему прекрасные возможности для расцвета, и оно же перемалывало его так, что казалось – он просто исчезнет с лица земли. Но музей вновь возрождался. В его истории отразился весь XX век, полный трагедий и потрясений.
А зарождался музей в старинной звенигородской усадьбе Введенское, построенной в XVIII веке архитектором Николаем Львовым. Ею на протяжении двух столетий владели Головины, Лопухины, Якунчиковы, Шереметевы. Перед самой революцией – Гудовичи. Здесь бывали Антон Чехов, Исаак Левитан, Виктор Борисов-Мусатов, Пётр Чайковский.
18 июня 1920 года в национализированной усадьбе открылся первый в Звенигородском уезде Историко-художественный музей. Его коллекции состояли из предметов, экспроприированных советской властью в звенигородских усадьбах Введенское, Ершово, Кораллово, Ильинское, Вязёмы и других. Именно тогда собрание музея было самым значительным. К счастью, некоторые из первых экспонатов и сейчас находятся в нём, многие же хранятся в других музеях.
Спустя два года после открытия было принято решение создать музей в стенах Саввино-Сторожевского монастыря. К тому времени сам монастырь был закрыт, а мощи преподобного Саввы Сторожевского осквернены и вывезены. Чего только не было на территории обители за годы советской власти: и концлагерь, и детская колония для беспризорников, и дом отдыха, и воинская часть. И только благодаря тому, что здесь, пусть и с некоторыми перерывами, располагался музей, удалось сохранить сам комплекс монастыря от разрушения. Накануне войны Звенигородский музей был закрыт, именно тогда он лишился наиболее ценных своих экспонатов, переданных в краеведческий музей г. Истры, остальные были вывезены в Успенский собор на Городке.
И только в 1944 году музей вернулся в монастырь и начал свою новую жизнь. Все его сотрудники участвовали в реставрации уникального архитектурного ансамбля монастыря, его храмов и их внутреннего убранства.
Сейчас на территории монастыря музей занимает Царицыны палаты и казначейский корпус. Остальные здания возвращены церкви. Царицыны палаты построены в XVII веке для жены царя Алексея Михайловича.
Звенигородский музей всегда славился своими выставками и экспозициями. Одна из них – «Древний Звенигород» – рассказывает об истории города и монастыря. В интерьерах Царицыных палат маленькие залы со сводчатыми, расписными потолками, изразцовыми печами, лавками, сундуками, старинной посудой возрождают атмосферу XVII века. Большой популярностью пользуется и экспозиция «Боярские покои». Здесь с большим успехом проводятся театрализованные программы, в которых рассказывается о русском народном укладе жизни.
О событиях военного времени, когда Звенигород был прифронтовым городом, о подвиге простого русского солдата рассказывает выставка «Вспоминая войну». К 65-летию Победы была создана новая экспозиция под названием «Давным-давно окончен бой».
В 2007 году музею было передано в Звенигороде здание городского Манежа – памятника истории и культуры середины XIX века. Реконструкция этого сооружения и возвращение ему первоначального облика, размещение в нём новых экспозиций будет способствовать дальнейшему развитию музея. В просторном здании Манежа могли бы выставляться художественные коллекции.
Об уникальности музея говорила на торжестве заместитель министра культуры правительства Московской области Светлана Анохина:
– То, что монастырь сохранён и реставрирован – это заслуга музея, его сотрудников, в том числе и тех, кого уже нет с нами. От всей души поздравляю весь коллектив со славным юбилеем, надеюсь, что все ваши замыслы и чаяния будут выполнены. Несмотря ни на какие экономические проблемы, нам всё же удалось закончить реставрацию корпуса, в котором находятся администрация музея и выставочный зал. Со временем будет отреставрирован и Манеж, и тогда музей сможет осуществить всё задуманное.
Начальник Управления сохранения и популяризации культурного наследия Елена Куценко напомнила, что в первом путеводителе по Звенигородскому музею, изданном в 1927 году, говорилось, что музей – это открытая книга.
– Это действительно так, – сказала Елена Владимировна. – Надеюсь, что мы всегда будем иметь возможность перелистывать страницы этой книги, углубляться в прошлое, но ещё и напишем её продолжение. Следующие главы будут о том, как развивается музей. Здесь сложился высокопрофессиональный коллектив, который хорошо знает, куда ему двигаться. В этом музее всегда на высоком уровне была научно-исследовательская работа.
Отец Пантелеймон от имени наместника и братии Саввино-Сторожевского монастыря также поздравил коллектив музея и отметил его значительную роль в сохранении обители. Он выразил надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество, пожелав коллективу не терять тонкую взаимосвязь с монастырём и его духовным наследием.
Вторая часть торжества была посвящена Антону Павловичу Чехову. И неслучайно – со Звенигородом связан один из самых интересных и плодотворных периодов жизни писателя. Здесь он начинал свою врачебную практику после окончания Московского университета, заменяя земского врача, и впитывал впечатления для своих будущих произведений. Как сказала директор Звенигородского музея Галина Стоенко, это своеобразная передача эстафеты празднования юбилейного Чеховского года от Государственного литературно-мемориального музея-заповедника А.П. Чехова и историко-архитектурного и художественного музея «Новый Иерусалим», где недавно была открыта выставка «Я вернулся, мой адрес Воскресенск», посвящённая 150-летию со дня рождения А.П.Чехова. Пребывание в Воскресенске, ныне Истре, оставило заметный след в жизни и творчестве писателя.
Во времена Антона Павловича был очень популярен пеший маршрут из Звенигорода в Новый Иерусалим, и сотрудники Звенигородского музея отыскали эту дорогу, по которой собираются водить экскурсии.
В Царицыных палатах гостей ожидало театрализованное действо в дачном стиле на фоне выставки работ Николая Жукова «Простые радости дачной жизни под Звенигородом», над которой любил подтрунивать Антон Павлович. А самым интересным событием стало чтение вслух по ролям рассказа писателя «Сельские эскулапы» в исполнении сотрудников Министерства культуры Московской области, Звенигородского музея и других гостей.