Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Се ля ви – большая и разная

01 января 2007

Объём нашей исторической и культурной памяти стремительно сокращается. Много факторов способствует этому. Перечислять их нет смысла. Часто в таком перечислении есть привкус самооправдания: дескать, мы бы и рады не забывать «этапы большого пути», но поток информации захлёстывает, вторая волна экономического кризиса катит, по телику сериал крутой. Вот досмотрим – и вспомним всё. Это вряд ли, как говорил товарищ Сухов!

Всего два года, как нет с нами Владимира Васильевича Карпова. А такое иногда впечатление, что жил он веке в XIX. Но ведь только вчера зачитывались мы его книгами – по-своему еспримерными с точки зрения жанра и неповторимого ракурса подачи материала. Вроде не художественные, но и не вполне документальные. Сам автор называл изобретённый им способ письма «литературной мозаикой». Свою последнюю книгу – об ушедшем из времени, но не из истории XX веке – Карпов назвал «Большая жизнь». Многие ли помнят, что так назывался художественный фильм режиссёра Леонида Лукова, лидер проката предвоенного 1940 года, снятый по сценарию Павла Нилина? С Андреевым, Алейниковым и Бернесом в главных ролях, с песней «Спят  курганы тёмные»… Карпов наверняка помнил и применил приём так называемого опосредованного узнавания.

Фильм этот уродовали редакторы в зависимости от «генеральной линии», вырезая портреты опальных вождей и выкидывая слова из песен. Карпов, напротив, хотел восстановить все ранее заретушированные «кадры» своей судьбы. Тысяча страниц действительно уникальной в деталях и во многом типичной биографии советского человека. В интервью 87-летний писатель говорил так: «В «Большой жизни» написано всё откровенно, даже о том, что меня не украшает, но, как говорят, что было, то было… Надеюсь, что читатель не пожалеет, прочитав её». Не пожалел!

Владимир Карпов родился в Оренбурге в самой обычной семье. Отец – экономист, мать – бухгалтер. Был довольно хулиганистым подростком, даже судимость получил. Учился в Ташкентском пехотном училище, стал чемпионом Узбекистана и республик  Средней Азии по боксу в среднем весе. Великую Отечественную начал с ноября 1942 года. Командир взвода пешей разведки штрафной роты. Да, в биографии Карпова была не только полудетская судимость, но и взрослый Тавдинлаг. Но антисоветчиком и диссидентом он не стал. Зато 22-летним мальчишкой стал Героем Советского Союза вопреки всем перипетиям. Совершил десятки вылазок в тыл врага. Лично привёл 45 «языков», участвовал в захвате ещё по крайней мере 24. Нёс знамя в колонне разведчиков на Параде Победы. После Академии имени М.В. Фрунз е работал в Генштабе.

Командовал полком. И буквально на пике военной карьеры поступил в Литературный институт. Учился у Константина Паустовского. Его семинары посещали Юрий Бондарев, Владимир Солоухин, Владимир Тендряков, Семён Шуртаков. А реабилитировали Карпова только в 56-м.

Ещё мальчишкой он писал стихи. Публиковаться начал в 1945-м. Но плотно за письменный стол сел только в 1965 году. В отставку Карпов ушёл полковником. А вот литературную карьеру его можно назвать генеральской. Возглавлял «Новый мир». С 1986 по 1991 год был первым секретарём правления Союза писателей СССР. Награждён целым иконостасом орденов и медалей, получил множество литературных премий.

Его книги расходились огромными тиражами. И это никакими должностями не объяснишь. Мало ли было литчиновников, от которых не осталось ни слова! Над трилогией о Жукове Владимир Васильевич работал до конца дней: «Маршал Жуков: его соратники и противники в дни войны и мира», «Жуков на фронтах Великой войны», «Маршал Жуков. Опала». Искал и находил документы и материалы, перечитал всё о Второй мировой, встречался с сослуживцами Георгия Константиновича. Карпов показал Жукова неординарным, ярким, противоречивым и удивительно живым. Первым опубликовал писатель набросок плана от 15.05.1941  г., имеющего высший гриф секретности. Начальник Генерального штаба РККА Г.К. Жуков планировал нанесение упреждающего удара по Германии (план первой стратегической операции).

Писал Карпов и о других военачальниках – Хрулёве, Багр амяне, Черняховском. Но именно Жуков и Сталин – его главные герои. В одном они – антиподы, в другом – чуть ли не двойники. И оба – выдающиеся люди своей эпохи. В 2002 году была опубликована карповская версия биографии И.В. Сталина «Генералиссимус», ставшая настоящим народным бестселлером.

Лучше всего Карпов знал жизнь и быт военных. И посвятил их подвигу, событиям Второй мировой войны почти все книги.

Но на склоне лет словно отдал долг учителю – неисправимому романтику Паустовскому – и написал лирическую прозу – сборник «Се ля ви… Такова жизнь» (2007). Заметим: ключевое слово – снова «жизнь». Неудивительно для человека, десятки раз смотревшего в глаза смерти! И, хотя ещё писалась «Большая жизнь», сам писатель уже назвал эту книгу «лебединой песней»: «Война войной, а природа вершила свои вечные добрые дела: апрель 1945 года был такой же, как до войны, как десять и сто лет назад – тёплый влажный ветерок разносил йодистый запах прибрежных водорослей. Балтийское море после зимних бурь успокоилось и с лёгким шуршанием выплёскивало на песчаные пляжи кружевные языки изумрудной воды прибоя. На востоке по утрам разгорались яркие алые зори, оттуда вместе с нашими войсками шла на запад Победа».

Владимир Карпов одержал победу и над врагом, и над собой. А вот мы победим ли наступающее по всем фронтам беспамятство?

Владислав ЖЕМАЙКО

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS