Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 12 сентября 2018 г.
  4. № 37 (6658) (11.09.2018)
Телеведение

Седьмой кадр

О тех, кто не на экране, а за ним

12 сентября 2018

В разговорах о составе сотрудников телевизионного вещания нередко в ходу бывает сравнение с айсбергом, большая часть которого скрыта под водой, тогда как нашему взору доступна лишь немногочисленная видимая часть: дикторы, ведущие, актёры и другие медийные лица. Продюсеры, режиссёры, операторы, редакторы, гримёры и представители других профессий, без которых в свет не выйдет ни одна программа, как правило, остаются за кадром. Но есть на телевидении и такие люди, которые, как говорится, располагаются вблизи от «ватерлинии», то есть одинаково активны и в подготовке передач, и не боятся показаться перед объективом телекамеры. Одной из наиболее интересных персон такого плана является Александр Жигалкин.

Уверен, что многие читатели при упоминании этой фамилии с искренним недоумением спросят: «А кто это такой?» Если же мы предъявим им портрет нашего героя, то заядлые любители ТВ, вероятно, пробормочут: «Где-то я этого мужика видел...» И только единицы опознают его в качестве продуктивного, активно работающего на телевидении режиссёра. А стоит только перечислить популярные, широко известные и – не побоюсь этого слова – любимые народом проекты, к которым этот мастер своего дела приложил творческую руку, то все сразу загомонят: «Ну конечно... Видели... И как мы только не задумывались, чтó за человек на протяжении многих лет занимался постановкой этих весёлых программ!..»

«Воронины», «Дорогая передача», «Кто в доме хозяин», «Одна за всех», «Папины дочки» – все эти развлекательные комедийные сериалы, ситкомы (ситуационные комедии), скетч-шоу были созданы при деятельном участии режиссёра и актёра театра, кино и телевидения Александра Жигалкина. Большая часть этих задумок была реализована и осуществлена благодаря сотрудничеству с продюсером Вячеславом Муруговым, без которого немыслимо успешное и многолетнее продвижение в эфир этих проектов. Но львиная доля творческой работы здесь проделана, как кажется, именно Жигалкиным.

Нет сомнений, что среди читающих эти строки найдётся немало скептиков, которые скривят губы в презрительной усмешке: дескать, всё это – юмор не самого высокого пошиба, а зачастую – на наш экран пересаживались адаптированные западные шоу.

Что тут сказать? Действительно, в ряде случаев создатели передач ориентировались на американские образцы. Так, например, сериал «Воронины» был поставлен по модели ситкома Ф. Розенталя «Все любят Реймонда» (каналСВS). Но, во-первых, может быть, это именно тот случай, когда не надо заново изобретать велосипед. В конце концов сто раз говорилось о том, что мы и американцы на многие шутки реагируем похожим образом. А, во-вторых, замечательные актёры Борис Клюев, Анна Фроловцева и другие сумели привнести в характеры своих персонажей столько родного, русского, что забываешь о какой-либо адаптации. То же самое можно сказать о звёздах «Папиных дочек» Елизавете Арзамасовой, Нонне Гришаевой, Андрее Леонове, Кате Старшовой (Пуговке) и их партнёршах.

Касательно качества юмора можно возразить, что это во многом – дело вкуса. Лично мне тоже далеко не всегда было смешно и интересно. Хотелось чего-то более тонкого и не ширпотребного. Но... не может высоколобый юмор быть по зубам широкой телевизионной публике! Кто-то должен позаботиться и о «малых сих». При этом создатели перечисленных передач никогда не скатывались на сальный уровень «Комеди клаба» или пошловатых выступлений дуэта Петросяна–Степаненко, которые ныне своим бракоразводным процессом на всю страну подтверждают, что артисты комедийного жанра во многом соответствуют своим комическим персонажам. Быть понятным для самого неподготовленного зрителя и в то же время не опускаться ниже плинтуса – заслуга в этом принадлежит прежде всего Александру Жигалкину.

Однако вряд ли мне бы захотелось взяться за перо, если бы в копилке этого режиссёра не было такого проекта, как скетч-шоу «6 кадров». В этом проекте, как кажется, он достиг наибольшего успеха. Гармоничный состав актёров – Галина Данилова, Фёдор Добронравов, Сергей Дорогов, Андрей Кайков, Ирина Медведева и Эдуард Радзюкевич – позволил этому ансамблю разыгрывать сценку любой тональности: от чёрного юмора до лёгкой насмешки. Их непутё­вые супруги, чиновники, полицейские, интеллектуалы, бомжи выглядели на экране удивительно органично и узнаваемо. Столь же мастерски исполнял свои немногочисленные роли и сам режиссёр, становясь тем самым седьмым кадром этого проекта.

Заслуживает уважения также и то, что, обращаясь к щепетильному историческому материалу (в образах Ленина, Сталина, Брежнева, энкавэдэшников, партизан, гитлеровцев и т.д.), режиссёр и актёры удержались от излишней карикатурности и шаблонной подачи этих образов.

Очевидно, в том и заключается секрет успеха режиссёрских работ Александра Жигалкина и его команды, что в большинстве случаев они воздерживаются от издёвки и уничи­жения своих персонажей. Оказывается, присутствие в коротких сценках и диалогах простой человеческой доброты, сочувствия к людям и понимания их проблем способно вызвать доверие и желание легко, по-простому посмеяться над комическим героем, улыбнуться смешной ситуации, а то и задуматься над несуразностями и перекосами, которых хватает в нашей жизни.

Под луной нет ничего вечного, а на ТВ и тем более. Приходит срок естественного прекращения любого проекта. Вероятно, в год своего пятидесятилетия Александр Жигалкин вынашивает, а может, и готовит к эфиру новые проекты. Пожелаем ему движения вверх и вперёд, а никак не на­оборот. И не забывать о своём седьмом кадре.

Сергей Казначеев

Тэги: Сергей Казначеев
Обсудить в группе Telegram

Сергей Казначеев

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Комплекс Грушницкого

    03.08.2022
  • Право слова

    20.07.2022
  • Как отзовётся имя в веках

    29.06.2022
  • Опасная футурология

    08.06.2022
  • Мой деревянный район

    01.06.2022
  • Чёткий

    91 голосов
  • Два Третьякова

    54 голосов
  • Право слова

    39 голосов
  • Человек-зигзаг

    37 голосов
  • Территория Прокопенко

    32 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS