В разговорах о составе сотрудников телевизионного вещания нередко в ходу бывает сравнение с айсбергом, большая часть которого скрыта под водой, тогда как нашему взору доступна лишь немногочисленная видимая часть: дикторы, ведущие, актёры и другие медийные лица. Продюсеры, режиссёры, операторы, редакторы, гримёры и представители других профессий, без которых в свет не выйдет ни одна программа, как правило, остаются за кадром. Но есть на телевидении и такие люди, которые, как говорится, располагаются вблизи от «ватерлинии», то есть одинаково активны и в подготовке передач, и не боятся показаться перед объективом телекамеры. Одной из наиболее интересных персон такого плана является Александр Жигалкин.
Уверен, что многие читатели при упоминании этой фамилии с искренним недоумением спросят: «А кто это такой?» Если же мы предъявим им портрет нашего героя, то заядлые любители ТВ, вероятно, пробормочут: «Где-то я этого мужика видел...» И только единицы опознают его в качестве продуктивного, активно работающего на телевидении режиссёра. А стоит только перечислить популярные, широко известные и – не побоюсь этого слова – любимые народом проекты, к которым этот мастер своего дела приложил творческую руку, то все сразу загомонят: «Ну конечно... Видели... И как мы только не задумывались, чтó за человек на протяжении многих лет занимался постановкой этих весёлых программ!..»
«Воронины», «Дорогая передача», «Кто в доме хозяин», «Одна за всех», «Папины дочки» – все эти развлекательные комедийные сериалы, ситкомы (ситуационные комедии), скетч-шоу были созданы при деятельном участии режиссёра и актёра театра, кино и телевидения Александра Жигалкина. Большая часть этих задумок была реализована и осуществлена благодаря сотрудничеству с продюсером Вячеславом Муруговым, без которого немыслимо успешное и многолетнее продвижение в эфир этих проектов. Но львиная доля творческой работы здесь проделана, как кажется, именно Жигалкиным.
Нет сомнений, что среди читающих эти строки найдётся немало скептиков, которые скривят губы в презрительной усмешке: дескать, всё это – юмор не самого высокого пошиба, а зачастую – на наш экран пересаживались адаптированные западные шоу.
Что тут сказать? Действительно, в ряде случаев создатели передач ориентировались на американские образцы. Так, например, сериал «Воронины» был поставлен по модели ситкома Ф. Розенталя «Все любят Реймонда» (каналСВS). Но, во-первых, может быть, это именно тот случай, когда не надо заново изобретать велосипед. В конце концов сто раз говорилось о том, что мы и американцы на многие шутки реагируем похожим образом. А, во-вторых, замечательные актёры Борис Клюев, Анна Фроловцева и другие сумели привнести в характеры своих персонажей столько родного, русского, что забываешь о какой-либо адаптации. То же самое можно сказать о звёздах «Папиных дочек» Елизавете Арзамасовой, Нонне Гришаевой, Андрее Леонове, Кате Старшовой (Пуговке) и их партнёршах.
Касательно качества юмора можно возразить, что это во многом – дело вкуса. Лично мне тоже далеко не всегда было смешно и интересно. Хотелось чего-то более тонкого и не ширпотребного. Но... не может высоколобый юмор быть по зубам широкой телевизионной публике! Кто-то должен позаботиться и о «малых сих». При этом создатели перечисленных передач никогда не скатывались на сальный уровень «Комеди клаба» или пошловатых выступлений дуэта Петросяна–Степаненко, которые ныне своим бракоразводным процессом на всю страну подтверждают, что артисты комедийного жанра во многом соответствуют своим комическим персонажам. Быть понятным для самого неподготовленного зрителя и в то же время не опускаться ниже плинтуса – заслуга в этом принадлежит прежде всего Александру Жигалкину.
Однако вряд ли мне бы захотелось взяться за перо, если бы в копилке этого режиссёра не было такого проекта, как скетч-шоу «6 кадров». В этом проекте, как кажется, он достиг наибольшего успеха. Гармоничный состав актёров – Галина Данилова, Фёдор Добронравов, Сергей Дорогов, Андрей Кайков, Ирина Медведева и Эдуард Радзюкевич – позволил этому ансамблю разыгрывать сценку любой тональности: от чёрного юмора до лёгкой насмешки. Их непутёвые супруги, чиновники, полицейские, интеллектуалы, бомжи выглядели на экране удивительно органично и узнаваемо. Столь же мастерски исполнял свои немногочисленные роли и сам режиссёр, становясь тем самым седьмым кадром этого проекта.
Заслуживает уважения также и то, что, обращаясь к щепетильному историческому материалу (в образах Ленина, Сталина, Брежнева, энкавэдэшников, партизан, гитлеровцев и т.д.), режиссёр и актёры удержались от излишней карикатурности и шаблонной подачи этих образов.
Очевидно, в том и заключается секрет успеха режиссёрских работ Александра Жигалкина и его команды, что в большинстве случаев они воздерживаются от издёвки и уничижения своих персонажей. Оказывается, присутствие в коротких сценках и диалогах простой человеческой доброты, сочувствия к людям и понимания их проблем способно вызвать доверие и желание легко, по-простому посмеяться над комическим героем, улыбнуться смешной ситуации, а то и задуматься над несуразностями и перекосами, которых хватает в нашей жизни.
Под луной нет ничего вечного, а на ТВ и тем более. Приходит срок естественного прекращения любого проекта. Вероятно, в год своего пятидесятилетия Александр Жигалкин вынашивает, а может, и готовит к эфиру новые проекты. Пожелаем ему движения вверх и вперёд, а никак не наоборот. И не забывать о своём седьмом кадре.
Сергей Казначеев