В «Содружестве актёров Таганки» сыграли премьеру под названием «Арена жизни». Спектакль по мотивам произведений Салтыкова-Щедрина живописует сегодняшнюю Россию. Но насколько живуча острая политическая сатира на нынешней отечественной сцене?
Бед в России не две, а гораздо больше. Сатирику – раздолье: хоть с утра до вечера бичуй, без перерывов на обед, всё равно всего не перебичуешь. Благо никто ведь не запрещает. Рта не затыкает. И потребность в Гоголях и Щедриных час от часу становится всё настоятельнее. Потому как наличие (или отсутствие) в культурном контексте отдельно взятого общества/государства тонкой, едкой, остроумной и, что немаловажно, высокохудожественной критики событий, явлений и персон (в особенности тех, которые grata) со всей очевидностью свидетельствует о состоянии здоровья. Нравственном, если речь идёт об обществе, и политическом, если – о государстве.
Однако на театре (не буду углубляться в иные сферы: даже в Википедии раздел «Сатира в современной России» занимает ровно два коротеньких предложения!) у нас сатиры явно не густо. Что такое настоящий политический театральный памфлет, часть зрителей (та, которая не просто знает, что это такое, но и видела это некогда своими глазами) уже успела практически забыть. Остальные же и не знают и в большинстве своём не видели. Ибо всё, что следует причислить к этому жанру, можно перечислить по пальцам одной руки.
Во-первых и во-вторых, «День радио» и «День выборов», существующие на грани антрепризы под эгидой весьма своеобразного коллектива, именующего себя «Квартет И». Популярности этих спектаклей репертуарные спектакли могут только позавидовать. Достать билеты – до сих пор проблема, хотя «День радио» вышел к зрителю в 2001-м, а «День выборов» – в 2003-м. И к тому, и к другому больше подходит определение «представление», а не спектакль: времена меняются, шутки и репризы устаревают, и авторы спектакля вместе с артистами очень своевременно вносят необходимые коррективы при общей сохранности сюжетов обеих «историй». Сатира должна быть оперативной. Положение обязывает!
В-третьих, «Демгородок» по пьесе Юрия Полякова, поставленный в 2007-м в Театре им. Рубена Симонова, и вот уже больше года, к сожалению, не появляющийся в афише театра. Что, увы, не особенно удивляет. Поскольку сатирический спектакль, поставленный по всем законам драматического театра, для публики сегодня более испытание нравственной позиции, нежели «чистое удовольствие», за коим она, как правило, в театр и отправляется.
И вот, наконец, появилось, в-четвёртых. Николай Губенко, перенёсший на сцену, пожалуй, самые мрачные произведения Михаила Евграфовича, обернул всё в искрящуюся стихию цирка. Правда, цирк этот «обитает» в сумасшедшем доме… Зато в доме этом всё, как в «образцовом» государстве. Всё подчинено удару хлыста Доктора, в смысле укротителя. Прошла всего пара дней после премьеры, так что не стоит гадать, как сложится судьба нового спектакля. Поживём – увидим. Тем более что жизнь наша тем временем всё больше напоминает не цирк даже, а площадной балаган.