Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Клуб 12 стульев

Сегодня и ежедневно

01 января 2007

РЕПЛИКА

В «Содружестве актёров Таганки» сыграли премьеру под названием «Арена жизни». Спектакль по мотивам произведений Салтыкова-Щедрина живописует сегодняшнюю Россию. Но насколько живуча острая политическая сатира на нынешней отечественной сцене?

Бед в России не две, а гораздо больше. Сатирику – раздолье: хоть с утра до вечера бичуй, без перерывов на обед, всё равно всего не перебичуешь. Благо никто ведь не запрещает. Рта не затыкает. И потребность в Гоголях и Щедриных час от часу становится всё настоятельнее. Потому как наличие (или отсутствие) в культурном контексте отдельно взятого общества/государства тонкой, едкой, остроумной и, что немаловажно, высокохудожественной критики событий, явлений и персон (в особенности тех, которые grata) со всей очевидностью свидетельствует о состоянии здоровья. Нравственном, если речь идёт об обществе, и политическом, если – о государстве.

Однако на театре (не буду углубляться в иные сферы: даже в Википедии раздел «Сатира в современной России» занимает ровно два коротеньких предложения!) у нас сатиры явно не густо. Что такое настоящий политический театральный памфлет, часть зрителей (та, которая не просто знает, что это такое, но и видела это некогда своими глазами) уже успела практически забыть. Остальные же и не знают и в большинстве своём не видели. Ибо всё, что следует причислить к этому жанру, можно перечислить по пальцам одной руки.

Во-первых и во-вторых, «День радио» и «День выборов», существующие на грани антрепризы под эгидой весьма своеобразного коллектива, именующего себя «Квартет И». Популярности этих спектаклей репертуарные спектакли могут только позавидовать. Достать билеты – до сих пор проблема, хотя «День радио» вышел к зрителю в 2001-м, а «День выборов» – в 2003-м. И к тому, и к другому больше подходит определение «представление», а не спектакль: времена меняются, шутки и репризы устаревают, и авторы спектакля вместе с артистами очень своевременно вносят необходимые коррективы при общей сохранности сюжетов обеих «историй». Сатира должна быть оперативной. Положение обязывает!

В-третьих, «Демгородок» по пьесе Юрия Полякова, поставленный в 2007-м в Театре им. Рубена Симонова, и вот уже больше года, к сожалению, не появляющийся в афише театра. Что, увы, не особенно удивляет. Поскольку сатирический спектакль, поставленный по всем законам драматического театра, для публики сегодня более испытание нравственной позиции, нежели «чистое удовольствие», за коим она, как правило, в театр и отправляется.

И вот, наконец, появилось, в-четвёртых. Николай Губенко, перенёсший на сцену, пожалуй, самые мрачные произведения Михаила Евграфовича, обернул всё в искрящуюся стихию цирка. Правда, цирк этот «обитает» в сумасшедшем доме… Зато в доме этом всё, как в «образцовом» государстве. Всё подчинено удару хлыста Доктора, в смысле укротителя. Прошла всего пара дней после премьеры, так что не стоит гадать, как сложится судьба нового спектакля. Поживём – увидим. Тем более что жизнь наша тем временем всё больше напоминает не цирк даже, а площадной балаган.

Александр КАТИЛИН

Обсудить в группе Telegram

Александр Катилин

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Не прожить без прибаутки»

    09.05.2025
  • Этот День Победы

    08.05.2025
  • Первое письмо с фронта

    07.05.2025
  • Флоры, фауны гроза

    03.05.2025
  • Высокая кухня

    02.05.2025
  • Рвотное

    2064 голосов
  • Крыса и Уж

    1638 голосов
  • Кусательное

    1020 голосов
  • Сын за отца отвечает

    816 голосов
  • Маразмиады

    658 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS