На той территории: Сборник стихотворений. – Москва: Арт Хаус медиа, 2010. – 128 с.
О том, что Мария Ватутина – не простой поэт, читатель узнаёт прежде, чем доходит до стихов. Список регалий и отзывов приводится в аннотации и на тыльной стороне обложки. Даже крайне рассеянный человек не оставит это без внимания.
Но, перефразируя Козьму Пруткова, заметим: если на клетке буйвола прочтёшь надпись «слон», не верь глазам своим. Стоит заинтригованному читателю раскрыть книгу, как ему усиленно начинает навязываться набившая оскомину тема:
доктор доктор откройте скорее двери
вы евреи умеете так запираться
чтобы быстро открыть вы евреи
нечего отпираться
доктор доктор детям грозит опасность
страшная смерть падёт на исчадья ваши
эти мозги ещё сохранили ясность
можно бы сделать её веселей и краше…
А перевернув несколько страниц, читатель рискует попасть на такое:
Мы лежали в коробках по одному.
Нас хотели рожать.
Кто-то смотрел во тьму.
Я хотела бежать.
Согласитесь, подобные тексты указывают скорее не на талант автора, а на его стремление понравиться определённым кругам. С теплом отзываются о Марии Ватутиной, к примеру, Алексей Цветков (старший) и автор предисловия Владимир Гандельсман.
Так в чём же секрет «успеха» поэтессы Ватутиной? Не в том ли, что в стихах своих неоднократно жалуется она, насколько плохо ей в России живётся? Даже открывающее книгу стихотворение о том, как в 1980 году (чай, не голодные тридцатые или послевоенные годы) приходилось лирической героине вместе с матерью яблоки воровать.
Такого рода лирика очень по нраву некоторым влиятельным в узких кругах литераторам, давно выехавшим за рубеж. Подобные стихотворные ужастики для них – находка. Лишнее подтверждение собственной значимости и приложение к заявке на получение дополнительных грантов. Правда, от российских литературных премий эти гордые господа тоже не отказываются. Стоит ли удивляться тому, что они пишут предисловия к таким книжкам и всячески их рекомендуют, надувая очередной мыльный пузырь?
Книги читала