Журнал «Театральная жизнь» был создан в далёком 1958 году, когда у всех театров на шестой части суши был один адрес – Советский Союз. Тем не менее старшее поколение прекрасно его помнит. Выходил журнал два раза в месяц огромным тиражом, вся карта театральной России, а также союзных республик была налицо – все знали: где и что идёт, какой спектакль ставит тот или иной режиссёр и какого артиста можно пригласить в столичный коллектив. Правда, и цензура тогда была жёсткая, но другого ожидать не приходилось, поскольку театр приравнивался к идеологическому фронту, не говоря о печати, в том числе театральной.
Спрашивается, испытываем ли мы ностальгию по тем временам? И да и нет, потому что, с одной стороны, у руководства журнала не болела голова, где достать деньги и кого отправить в командировку, а с другой – призрак свободы не давал покоя, хотелось равняться на зарубежные издания, неважно каким тиражом они выходили… Как известно, мы никогда не были «толстым» журналом, наш сравнительно тонкий формат был рассчитан на театральную публицистику, мгновенное реагирование на серьёзные театральные события. Вот почему с приходом в редакцию известного драматурга Николая Мирошниченко (нынешнего главного редактора «Современной драматургии») к нам потянулась молодёжь, которой было предоставлено право выпуска своих номеров. Это была своего рода революция в консервативном театроведении, круги пошли по воде, и на поверхность всплыли многие талантливые люди, которые сейчас работают на телевидении, радио, в газетах и… в бульварной прессе.
Перестройка тоже внесла свою лепту в жизнь нашего журнала. Наряду с возможностью свободно творить было предложено (негласно, конечно) самим искать деньги на издание «ТЖ», поскольку Министерство по печати могло субсидировать только два номера. Мы не были исключением среди других тонущих журналов, но следовало выбирать: либо идти с протянутой рукой по театрам и работать «за спасибо», либо закрываться и оставаться исключительно в истории и на библиотечных полках. Выбрали первое, хотя многие стали смотреть на нас косо, а сотрудникам пришлось параллельно зарабатывать на стороне. Таким образом, секретом выживаемости нашего журнала мы обязаны некоторым руководителям театров, особенно провинциальных, сотрудникам-альтруистам, а также читателям, продолжающим выписывать «Театральную жизнь». Теперь мы знаем истинную цену свободе и критической объективности и тем не менее гордимся, что существуем полвека в том же Кисельном и нас по-прежнему читают.
«ТЖ»
Журнал «Театральная жизнь» празднует на этой неделе свой полувековой юбилей. С учётом же того обстоятельства, что почти половина этого срока выпала на времена, не слишком благоволящие к профессиональным изданиям о сценическом искусстве, что выжить и сохранить себя удалось далеко не всем им, журнал, чья редакция, как и прежде, располагается по адресу Кисельный тупик, дом 1, следует числить по разряду ветеранов и в известном смысле героев труда.
От всей души поздравляем отважных коллег и их капитана – главного редактора Олега Пивоварова, сумевшего провести свой корабль отнюдь не по молочным рекам, вдоль кисельных берегов, но в итоге не заплывшего в тупик! И предоставляем им возможность самим продемонстрировать свою сегодняшнюю форму, публикуя «избранные места» из обзора сезона, принадлежащего перу заместителя главного редактора Любови Лебединой (полностью этот материал вы сможете прочесть в ближайшем номере «ТЖ»), и иллюстрируя их подборкой работ фотокорреспондента журнала Михаила Гутермана.
Оба они являются ещё и нашими постоянными авторами, так что предоставить место для этой юбилейной подборки «ЛГ» было приятно вдвойне.