Чего нам ждать от нового устройства власти?
– Обновление власти состоялось пока на федеральном уровне, но, судя по всему, не за горами такое же обновление на уровне региональном. Некоторые из руководителей субъектов, отработавшие на своих постах по многу лет, по-видимому, уступят их тем, кто помоложе. Ведь нашему молодому президенту наверняка удобнее было бы работать со своими сверстниками.
Политический класс должен оставить попытки поссорить президента и премьера. Не следует пытаться вбивать между ними этакий клин, провоцировать взаимное недоверие, да это, скорее всего, и не получится.
Надеюсь, что наша экономика станет более открытой, более демократичной. На это ориентированы и первый указ нового президента, посвящённый малому бизнесу, и первое поручение председателю правительства о подготовке соответствующего закона.
Будем ожидать и некоторых послаблений в политической сфере, создания условий для становления настоящего политического плюрализма. Власть, думаю, всё-таки приблизится к народу.
Главный вызов, стоящий перед президентом и премьером, – инфляция. Как они станут с ней бороться, пока сказать сложно. Основным направлением этой борьбы, на мой взгляд, должно стать противодействие монополистам – создание конкурентной среды, в особенности в системе ЖКХ. С учётом этого и надо проводить полномасштабную жилищно-коммунальную реформу, ведь реальная конкуренция способствует снижению цен и всевозможных тарифов.
, директор Института проблем глобализации:
– Суть власти не изменилась. Чиновники будут по-прежнему развивать свой бизнес, связанный с «перевариванием» нефти. Они станут прикрываться разговорами о модернизации, но эта «модернизация» либо затронет лишь «экспортный коридор», либо вообще дальше разговоров не пойдёт.
Боюсь, нас ожидает рост тарифов естественных монополий, который уже практически зафиксирован и впредь не зависит ни от каких структурных изменений. Соответственно в России вновь будет высокая инфляция. Вполне вероятно грядущее снижение налогов, поскольку, с одной стороны, это может помочь бизнесу, с другой, будет способствовать увеличению взяток чиновникам.
Развития инфраструктуры основных отраслей экономики ждать не приходится, если и произойдёт, то незначительное. К примеру, через пару лет по Москве на машине станет ездить невозможно, а в метро – затруднительно.
О диверсификации экономики у нас говорят с 1989 года, но с того времени ситуация в стране в этом плане если и меняется, то к худшему.
, политолог, главный редактор журнала «Профиль»:
– У власти теперь вполне понятные перспективы, связанные с разделением властей, описанным в действующей Конституции, а также в множестве законных и подзаконных актов. Разделение властных полномочий уже соблюдается и будет тщательно соблюдаться впредь. Более того, отныне конституционные формы будут наполнены реальным содержанием. В Российской Федерации существуют самостоятельная исполнительная власть и настоящий глава государства. И их функции в значительной степени разведены. Появляется полноценное, политически ответственное правительство. Подчеркнём: не техническое, а самое дееспособное из возможных.
Кстати, если копнём в историю, то вспомним: даже при самодержавии у нас были кабинеты министров, обладавшие большими властными возможностями, способностью управлять огромным государством (например, правительства под началом Витте и Столыпина). Монархическая форма правления могла сосуществовать как со слабой, так и с весьма сильной исполнительной властью. От этого в основном зависели успехи и неудачи страны.
Каких позитивных изменений нам ждать? Их мы ждём с нетерпением, когда у нас всё плохо. Можно ли сейчас сказать такое? На мой взгляд, нет. Люди, которые считают, что всё в России «хуже некуда», со мной, разумеется, не согласятся и продолжат требовать радикальных перемен. Но и они должны понимать, что задачи, стоящие перед российской властью, в последнее время существенно изменились. Об этом много говорили и новый президент, и новый премьер. Когда они заявляли, что инерционное развитие не обеспечивает выживание страны, что требуется ускоренная модернизация, то имели в виду прежде всего, что выполнение этих задач станет осуществлять именно это новое, сильное правительство, способное проявить самостоятельную политическую волю.
Президентская власть в рамках своих полномочий продолжит обеспечивать стабильность и безопасность в государстве, удерживать его в законных институциональных рамках, а вопросы экономического развития будет эффективно решать правительство, возглавляемое Владимиром Путиным.
Прежде государство у нас вынужденно отыгрывало инерционный сценарий, занималось экономическим восстановлением. Но за последние годы в России сформировалась какая-никакая промышленная политика, и теперь она становится главным содержанием работы властей.
Сумма прописью
Пока наше экспертное сообщество ломает голову над достоинствами и недостатками новой конфигурации власти, на них свалилось новое испытание на сообразительность – президиум правительства. Сказано, что «это будет своего рода штаб по координации усилий, действий, которые предпринимаются со стороны конкретных отдельных ведомств».
В «своего рода штаб» вошли три пятых от общего состава кабинета. Как разъяснено, это число является кворумом для принятия решений. То есть принимать решения теперь можно и без двух пятых, которые таким образом становятся как бы фигурами второго ряда. А может, и не становятся... Тут нам опять остаётся рассчитывать на умение нашего экспертного сообщества толковать происходящее так или иначе, в ту или другую сторону.
А гражданам остаётся смотреть и слушать. Станет ли новая конфигурация власти полезной для их кошельков, очень скоро покажет та же инфляция. И её показания уже трудно будет толковать так или иначе, в ту или другую сторону.