Книжный дизайн: теория пропорций: Учебное пособие. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2011. – 1500 экз.
Имя Степана Водчица хорошо известно в кругах профессионалов книжного дизайна и графического искусства. Он профессиональный дизайнер, журналист, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, лауреат международных и всероссийских конкурсов книжной графики. Он же автор множества статей по проблемам графического дизайна; в 1997 и 2005 годах из-под его пера вышли книги об эстетике книжных пропорций, которые были хорошо встречены специалистами, отмечены наградами на книжных конкурсах.
И вот перед нами новое издание С. Водчица «Книжный дизайн: теория пропорций», вобравшее в себя весь многолетний практический и теоретический опыт автора. Оно имеет гриф учебно-методического объединения вузов РФ в области изобразительного искусства в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности «Графика». Эта же книга удостоена гранта на конкурсе, проводимом Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям в рамках Федеральной целевой программы «Культура России».
Повествование идёт от древних форм книги к её современному облику с освещением таких аспектов, как конструирование блока книги, обложки и переплёта, шрифт и организация текста, форматы, модульная система пропорционирования, зрительное восприятие элементов книжной формы.
Основываясь на опыте старых мастеров, применявших различные каноны пропорций в своих творениях, автор доказывает необходимость гармоничного построения полосы набора в различных форматах, не забывая при этом о принципах экономии бумаги.
Немалый интерес представляют страницы, где автор описывает особые элементы книги и книги необычной конструкции. Любопытно, что находится место и для такой (с точки зрения художественного конструирования) экзотики, как электронная и аудиокнига. Рассматривая пропорции форматов книжных изданий, автор считает, что при научно обоснованном подходе к этой проблеме набор традиционных, исторически сложившихся форматов может быть дополнен или скорректирован новыми пропорциями. Для этого он предлагает три новые пропорции, которые могут быть рекомендованы для включения в будущий стандарт. Здесь автор воспользовался результатами собственных исследований, получивших признание специалистов.
Учебное пособие богато проиллюстрировано: почти 400 рисунков, в том числе извлечённых из уникальных, малодоступных источников, впервые публикующихся в нашей стране.
Хотелось бы отметить и великолепный дизайн книги. Он выполнен самим же автором. Это тот самый случай, когда форма отвечает содержанию. Но разве может быть иначе? Книга о дизайне в этом отношении и должна быть образцовой.