Моди. Чёрные бабочки. – М.: Рипол-классик, 2024. – 224 с.
Трогательная книга о том, что в детском доме расти всё-таки плохо. Шутка. Кровавый триллер о том, что любовь приводит к смерти. Шутка. Кровавый трогательный триллер о том, что, если расти в детском доме, а потом взять в руки острый предмет, добром это не кончится. Шутка. Роман про основные инстинкты… В общем, сложно назвать жанр, в котором написана эта история, где начало почти в духе Ромена Гари цепляет больше всего, а дальше начинается тягомотина. Думаю, сериал «Нетфликса» потому и не имел оглушительного успеха, что нет интриги. Ты просто знаешь, что герои будут убивать снова и снова.
Начинается всё в детстве. Отвратительная школа, ужасная еда, противные воспитатели, скучные учителя, мерзкие одноклассники, взрослые, которые никак не могут стать приёмными родителями – смелости не хватает или ещё чего-то. Одна радость – Соланж, красивая девочка, мечта, первая любовь. И вот главный герой идёт за своей любовью. В конце концов он добивается её расположения, они всегда вместе и во взрослую жизнь отправляются вместе. И в этом месте хочется развития в духе Гари, поскольку в его духе (стилистически и по настроению) начиналось, хотя переводчик катастрофически не справлялся с интонацией и синонимами, – но продолжение абсолютно не оправдывает ожиданий. Мы попадаем в тёмный лес «Большой маленькой лжи». Как и в популярном сериале с целым созвездием актрис, в «Бабочках» есть генеральная тема – сексуального возбуждения, связанного с насилием. Только героиня Николь Кидман возбуждалась от насилия над собой, а героиня Соланж любит, когда за неё идёт борьба самцов и один другого убивает – всегда один и тот же, разумеется. Зачем это нужно Альберу – главному герою? В первый раз это вышло случайно, а потом он просто понял механизм завоёвывания возлюбленной.
На спинке обложки книги сказано, что герои как бы вошли во вкус («…потом они уже умели это делать»). Во-первых, они делали это не вдвоём, всё-таки она инициировала, а он исполнял. Во-вторых, нигде в самой книге не говорится о том, что персонажу Альберу это нравилось. И делал Альбер своё жуткое дело довольно неумело, и чувствовал он при этом страх и трепет. Вопрос: зачем он это делал? Помимо странной невротичной зависимости от Соланж в романе есть намёк на то, что в приюте, где рос Альбер, детей насиловали. Намёк не прозрачный, но всё-таки кажется, что это правда. И до первого убийства человека Альбер убил новорождённых котят. Как по учебнику для маньяков.
Не знаю, сверхзадачи и удивительного финала в романе нет, поэтому единственное, над чем постоянно размышляешь, – любовная паранойя. Обычно убийства совершаются на почве ревности, из-за измен, расставаний. А вот убийства в угоду… это уже почти жертвоприношения, обожествление предмета обожания и поклонение в худшем варианте. Детьми Альбер и Соланж были нормальными, трогательными и прекрасными. Невозможно поверить, что из таких детей выросли абсолютно больные люди, психопаты без эмпатии с повышенным либидо.
На обложке написано «18+», но я бы посоветовала всем родителям подростков, которые хотят для своих отпрысков условно «секса только после свадьбы», подсунуть такое чтение. Вообще секса не будет. Шутка. Аж перекреститься хочется. Ну вы, французы, даёте!