Сергей Минаев. Духless 21 века. Селфи: Роман. – Москва: АСТ, 2015. – 413 с. – 40 000 экз.
Честно говоря, первая эмоция от новой книги – эффект дежавю. Герой удивительно похож на того, кого мы видели на страницах того же «Духless’а». Преуспевающий, по всем статьям побеждающий, но разочаровавшийся в жизни мужик. Всё круто, огромная квартира, дорогая машина, несколько любовниц. В первой книге был топ-менеджер, сейчас – писатель. Но дела это не меняет. Я задаюсь вопросом: что же привлекало меня в далёком 2006-м? И нахожу ответ: конечно же, хитро поданный образ успеха. Не сами описываемые вещи, нет – отношение героя к этим вещам. В принципе красивая жизнь у Минаева – категория сама собой разумеющаяся, что, кстати, может здорово подкупить молодого читателя. Человек в брендах, человек в трендах, жизнь удалась и всё такое. Но герои из книги в книгу проносят устойчивое желание выйти из среды тотального гламура. Жизнь ради приобретения всё больших благ надоедает, хочется вырваться куда-то. Но здесь возникает резонный вопрос: куда? С одной стороны, мир обывателя – неприемлем, с другой – инерция возраста и комфорта уже не позволяет сделать решительный шаг в какую-либо сторону. Отсутствие семьи придаёт переживаниям героя дополнительную остроту. Отношение к женщине как к красивой вещи (что, каюсь, для молодого меня опять-таки было притягательно) делает невозможным построение Дома. Замкнутый круг в самосозданной золотой клетке.
Вы спросите: что же в этом хорошего? Я отвечу: одно дело, когда в золотую клетку попадает канарейка, другое – когда попадает тигр. Да, герой Минаева – именно тигр, дикий зверь, почему-то оказавшийся на светской тусовке. И в него автор закладывает потенциал разрушения. Огромный на самом-то деле. Другое дело, что в менеджерском обществе двухтысячных бунт всё равно не мог быть направлен в конструктивное русло. И герой разрушал себя, вместо того чтобы встряхивать социум. Открывая «Духless 21 века», я надеялся найти там человека, который нашёл способ применения своей энергии, превышающей рамки общества потребления. Втайне, может быть, совсем в тайне, я надеялся, что вот этот Владимир Богданов в конце книги возьмёт и уедет воевать за донецкое ополчение. Ну вот так, просто, из ресторанно-тусовочной Москвы сбежит туда, где творится история. Конечно же, этого я не нашёл. Довольно удачное сочетание Бегбедера и Паланика – да. Размышления о собственной идентичности – сколько угодно! Реальное действие – нет. И в итоге, когда уже перелистнута последняя страница, я не могу сказать, что по-былому сопереживал герою. Минаев написал очередную, похожую на первый свой бестселлер вещь. Написал хорошо, виден даже определённый творческий рост. Но коренного отличия, прорывного движения – нет. И всё-таки я благодарен за эту книгу. Она даёт дополнительное ощущение того, что исторические реалии сменились, – ведь что может нагляднее оттенить новое, чем уже порядком забытое старое?