В Государственном историческом музее с умеренным пафосом открыли выставку произведений… Валентина Юдашкина. Большим пафос не получился, но явно задумывался. А по-другому у Юдашкина вообще не бывает. Как иначе выставлять коллекции от-кутюр по два раза в год, плюс две коллекции прет-а-порте, плюс форменная одежда от Юдашкина у представителей Российских авиалиний за рубежом и новый облик Российской армии, помноженные на индивидуальный пошив для широкого круга избранных?
Ученик Вячеслава Зайцева, Пьера Кардена и Пако Рабанна, народный художник РФ, член Совета при президенте РФ по культуре и искусству, член Национальной палаты моды Италии, кавалер ордена Французской Республики, Валентин Юдашкин в 1993-м открыл Дом моды Valentin Yudashkin, 15-летие которого отмечается в этом году. А ещё модельер празднует в 2008-м двадцатилетие своей творческой деятельности, которая и стала официальным поводом для проведения в ГИМе выставки «Тайны haute сouture». В буквальном переводе haute couture означает «высокое шитьё», это одежда, сшитая и расшитая вручную, по уникальным лекалам и эксклюзивным технологиям домов высокой моды, традиции которых складывались десятилетиями. Такие вещи неудобно носить, но престижно иметь, и говорят они, скорее, не о статусе владелицы, но о её эстетическом развитии: если у тебя есть вещь «от-кутюр», значит, ты – женщина со вкусом. На вкус модельера клиентки обычно полагаются очертя голову, хотя не все они заслуживают столь безоглядного доверия.
…Мне посчастливилось занять место в 5-м ряду из 12 возможных, с 12 же стульями в каждом. Это 144 сидящих человека, остальные персонально приглашённые гости стояли, грустно прислонившись к стенкам и перилам, в ожидании начала церемонии. Начало задержалось на 35 минут – ждали, как выяснилось, Аллу Пугачёву и Максима Галкина. Их появление вызвало в Историческом музее фурор, о виновнике торжества все сразу же забыли, обратив взоры и камеры в сторону супервип-гостей. Алле Борисовне даже пришлось деликатно напомнить собравшимся, чего, собственно, ради они собрались, при этом подчеркнув: «Сегодня, естественно, праздник. Праздник красоты! А красота, как известно, спасёт мир!» Надо заметить, что сама примадонна выглядела замечательно, а вот Галкин с ней в этот вечер не очень «сочетался»: его салатового цвета ветровка и джинсы (возможно, от Юдашкина) вообще не соответствовали торжественной обстановке. Но аудитория и в целом не отличалась от уличной толпы: лишь несколько дам можно было назвать со вкусом одетыми, большинство же диссонировало изобилием дешёвой бижутерии, полнейшей несочетаемостью формы с цветом, фасона с фигурой, покроя с тканью… Создавалось впечатление, что почитатели таланта кутюрье в большинстве своём – люди, плохо понимающие или вовсе не знающие, что такое стиль и мода.
Церемония длилась минут 20, после чего публику пригласили маленькими партиями пройти в маленький же зал, где разместились предметы высокой моды. Начало осмотра по идее другого модельера, Андрея Шарова, украшает поп-артовский иконостас: на консервные банки из-под маринованных помидоров (ну как тут не вспомнить Энди Уорхола с его растиражированным томатным супом) наклеены фотографии Юдашкина разных лет. Где-то он один, крупным планом, где-то в компаниии со звездой – то с одной, то с другой, то с двумя… Какой-то из этих арт-объектов особо ярые почитатели стащили прямо с вернисажа, и охранники предложили оставшиеся пока в музее банки прибить гвоздями. (Впрочем, устроителям вроде бы банок совсем не жалко.)
В тёмном демонстрационном зале высвечиваются экспонаты – манекены, утопающие в роскоши цвета, тканей, блёсток и перьев. Они охватывают длительный творческий период юбиляра и разделены на семь тем: «Великая архитектура», «Облака», «Жизнь-карнавал», «Мистер смокинг», «Мерцание ночи», «Райские птицы», «Эдем». Однако разделение, бросающееся в глаза, не зависит от придуманных «тем», поскольку зиждется лишь на двух характерных пристрастиях художника. Конечно, Юдашкин – вообще модельер страстный, этого не отнять. В цвете он не может остановиться, достигая нагромождения всего, присовокупляя к сочной краске ткани гирляндами рюши-оборки-воланы, масштабные панно, сложный крой, игру с объёмом, фактурой, длиной, кружева и битое зеркало, вышивки гладью, бисером и пайетками, страусиные перья и гагачий пух, ретроспекции, драпировки, аппликации, металл, разностилье, гроздья искусственных ягод, цветов и чего-нибудь ещё эдакого… Подобные вещи могут иметь только музейное назначение. В них модельер уступает место художнику. Но вся барочность и «неугомонный дух», сразу возникающие в сознании при упоминании имени Валентин Юдашкин, умолкают, когда он работает в классическом чёрно-белом противоречии, верно следуя принципам монохрома и создавая в границах каждой модели чёткий ритм. И даже пресловутый контекст «белый верх – тёмный низ» решается многократно в разных комбинациях, но приводит к одному знаменателю – безупречность. Это почти философия «инь и ян», в рамках которой у Юдашкина всё взвешено и упорядочено: уже не контраст цветов, но лаконизм гармонии. Данное направление подтверждают две «темы» – «Мерцание ночи» и «Мистер смокинг». Элегантность, изысканная чистота линий и соразмерность в некоторой степени не вяжутся в сознании с именем модельера – это неожиданный и непривычный Валентин Юдашкин, которого, оказывается, он сам умеет сдерживать.