Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Семь покрывал модельера

01 января 2007

ВЕРНИСАЖ

Высокая мода иногда смыкается с высокой  поэзией в самых неожиданных местах; фото автораВ Государственном историческом музее с умеренным пафосом открыли выставку произведений… Валентина Юдашкина. Большим пафос не получился, но явно задумывался. А по-другому у Юдашкина вообще не бывает. Как иначе выставлять коллекции от-кутюр по два раза в год, плюс две коллекции прет-а-порте, плюс форменная одежда от Юдашкина у представителей Российских авиалиний за рубежом и новый облик Российской армии, помноженные на индивидуальный пошив для широкого круга избранных?

Ученик Вячеслава Зайцева, Пьера Кардена и Пако Рабанна, народный художник РФ, член Совета при президенте РФ по культуре и искусству, член Национальной палаты моды Италии, кавалер ордена Французской Республики, Валентин Юдашкин в 1993-м открыл Дом моды Valentin Yudashkin, 15-летие которого отмечается в этом году. А ещё модельер празднует в 2008-м двадцатилетие своей творческой деятельности, которая и стала официальным поводом для проведения в ГИМе выставки «Тайны haute сouture». В буквальном переводе haute couture означает «высокое шитьё», это одежда, сшитая и расшитая вручную, по уникальным лекалам и эксклюзивным технологиям домов высокой моды, традиции которых складывались десятилетиями. Такие вещи неудобно носить, но престижно иметь, и говорят они, скорее, не о статусе владелицы, но о её эстетическом развитии: если у тебя есть вещь «от-кутюр», значит, ты – женщина со вкусом. На вкус модельера клиентки обычно полагаются очертя голову, хотя не все они заслуживают столь безоглядного доверия. 

…Мне посчастливилось занять место в 5-м ряду из 12 возможных, с 12 же стульями в каждом. Это 144 сидящих человека, остальные персонально приглашённые гости стояли, грустно прислонившись к стенкам и перилам, в ожидании начала церемонии. Начало задержалось на 35 минут – ждали, как выяснилось, Аллу Пугачёву и Максима Галкина. Их появление вызвало в Историческом музее фурор, о виновнике торжества все сразу же забыли, обратив взоры и камеры в сторону супервип-гостей. Алле Борисовне даже пришлось деликатно напомнить собравшимся, чего, собственно, ради они собрались, при этом подчеркнув: «Сегодня, естественно, праздник. Праздник красоты! А красота, как известно, спасёт мир!» Надо заметить, что сама примадонна выглядела замечательно, а вот Галкин с ней в этот вечер не очень «сочетался»: его салатового цвета ветровка и джинсы (возможно, от Юдашкина) вообще не соответствовали торжественной обстановке. Но аудитория и в целом не отличалась от уличной толпы: лишь несколько дам можно было назвать со вкусом одетыми, большинство же диссонировало изобилием дешёвой бижутерии, полнейшей несочетаемостью формы с цветом, фасона с фигурой, покроя с тканью… Создавалось впечатление, что почитатели таланта кутюрье в большинстве своём – люди, плохо понимающие или вовсе не знающие, что такое стиль и мода. 

Церемония длилась минут 20, после чего публику пригласили маленькими партиями пройти в маленький же зал, где разместились предметы высокой моды. Начало осмотра по идее другого модельера, Андрея Шарова, украшает поп-артовский иконостас: на консервные банки из-под маринованных помидоров (ну как тут не вспомнить Энди Уорхола с его растиражированным томатным супом) наклеены фотографии Юдашкина разных лет. Где-то он один, крупным планом, где-то в компаниии со звездой – то с одной, то с другой, то с двумя… Какой-то из этих арт-объектов особо ярые почитатели стащили прямо с вернисажа, и охранники предложили оставшиеся пока в музее банки прибить гвоздями. (Впрочем, устроителям вроде бы банок совсем не жалко.) 

В тёмном демонстрационном зале высвечиваются экспонаты – манекены, утопающие в роскоши цвета, тканей, блёсток и перьев. Они охватывают длительный творческий период юбиляра и разделены на семь тем: «Великая архитектура», «Облака», «Жизнь-карнавал», «Мистер смокинг», «Мерцание ночи», «Райские птицы», «Эдем». Однако разделение, бросающееся в глаза, не зависит от придуманных «тем», поскольку зиждется лишь на двух характерных пристрастиях художника. Конечно, Юдашкин – вообще модельер страстный, этого не отнять. В цвете он не может остановиться, достигая нагромождения всего, присовокупляя к сочной краске ткани гирляндами рюши-оборки-воланы, масштабные панно, сложный крой, игру с объёмом, фактурой, длиной, кружева и битое зеркало, вышивки гладью, бисером и пайетками, страусиные перья и гагачий пух, ретроспекции, драпировки, аппликации, металл, разностилье, гроздья искусственных ягод, цветов и чего-нибудь ещё эдакого… Подобные вещи могут иметь только музейное назначение. В них модельер уступает место художнику. Но вся барочность и «неугомонный дух», сразу возникающие в сознании при упоминании имени Валентин Юдашкин, умолкают, когда он работает в классическом чёрно-белом противоречии, верно следуя принципам монохрома и создавая в границах каждой модели чёткий ритм. И даже пресловутый контекст «белый верх – тёмный низ» решается многократно в разных комбинациях, но приводит к одному знаменателю – безупречность. Это почти философия «инь и ян», в рамках которой у Юдашкина всё взвешено и упорядочено: уже не контраст цветов, но лаконизм гармонии. Данное направление подтверждают две «темы» – «Мерцание ночи» и «Мистер смокинг». Элегантность, изысканная чистота линий и соразмерность в некоторой степени не вяжутся в сознании с именем модельера – это неожиданный и непривычный Валентин Юдашкин, которого, оказывается, он сам умеет сдерживать. 

Арина АБРОСИМОВА



Выставка открыта до 2 ноября

Обсудить в группе Telegram

Арина Абросимова

Журналист, искусствовед, сценарист, редакт... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS