Семь самураев СССР. Они сражались за родину! – М.: Книжный мир, 2012. – 240 с. – (Серия «Сверхдержава»). – 1500 экз.
В прошлом году исполнилось ровно двадцать лет новой России, возникшей на обломках союзного государства. Дата во всех отношениях знаменательная. Неслучайно в юбилейный год российские издательства выпустили целый ряд книг-исследований о причинах развала СССР. К сожалению, подобные экскурсы в историю мало помогают освежить память граждан. Юбилей только что минул, а россияне по-прежнему путают 12 декабря 1991 года и 12 декабря 1993 года.
Что же мы отмечаем 12 декабря? Годовщину ратификации Беловежского соглашения или годовщину проведения референдума, на котором была принята нынешняя Конституция России? Герои книги «Семь самураев СССР» сказали бы, что 12 декабря – никоим образом не день рождения нового государства, а день поминовения. Ведь погибла великая держава, которая могла бы существовать и дальше.
Эти семеро – те самые депутаты Верховного Совета РСФСР, которые 12 декабря 1991-го в ходе совместного заседания обеих палат Совета проголосовали против ратификации Беловежского соглашения. Протокол заседания свидетельствует: высказались против ратификации лишь они. Все остальные из 250 депутатов либо голосовали «за», либо воздержались, либо отсутствовали в зале в тот судьбоносный для страны момент. Вот их имена: С.Н. Бабурин, В.А. Балала, В.Б. Исаков, П.А Лысов, И.В. Константинов, Н.А. Павлов, С.А. Полозков.
Кто же эти семеро? Разобраться помогает персональный разговор с каждым. Персональная беседа – лучший способ узнать человека, поэтому книга о «семи самураях» представляет собой сборник интервью. Все герои получили возможность выразить свою политическую позицию.
В итоге перед нами предстают семеро идеалистов. В их рассказах ушедшая советская эпоха выглядит радужно, как цветное кино периода 1960-х. Безусловно, этой эпохе мы обязаны колоссальными достижениями в освоении космоса, в разработке новых видов вооружений и так далее, но идеалистическому взгляду видится и то, чего не было. Все граждане – законопослушные, все семьи – крепкие и счастливые, чиновники на местах – честные, тунеядцы и алкоголики худо-бедно работают, нищих нет вообще.
Защищая свой радужный мир, семеро депутатов-идеалистов, как истинные самураи, готовы были пойти даже на политическое самоубийство. В условиях, когда на ратификации Беловежского соглашения настаивал сам президент Ельцин, голосовать против неё означало рисковать политической карьерой.
Конечно, идеалистов и «самураев» перспектива возможной политической смерти не пугала. Они верили в то, что делали. Даже очевидные недостатки социалистической системы, которую эти люди защищали, казались не такими серьёзными, как было принято преподносить в период перестройки.
Насколько «самурайский» взгляд на соцсистему идеалистичен, а насколько реалистичен, могут судить лишь те, кто хорошо помнит жизнь в Союзе. У каждого своя правда. Впрочем, один из героев книги резюмирует: «Ностальгия существует у всех немолодых людей. Когда человеку 60 лет, он думает о том, каким он был в 20 лет, как было здорово. Так думать – нормально». Все «семь самураев» уже немолоды, поэтому идеализация прошлого для них естественна.
К сожалению, такой взгляд на прошлое мешает им вглядываться в будущее. В будущее просто не хочется вглядываться, если всё лучшее в жизни уже позади. В конце каждого интервью героям книги был задан примерно один и тот же вопрос: «Как можно улучшить жизнь в нынешнем Российском государстве?» Никто не смог предложить конкретного решения. Иногда звучали рекомендации общего характера, а иногда – откровенное признание: «Если бы я знал ответы, я бы уже был президентом РФ».