Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 мая 2025 г.
  4. № 17 (6981) (30.04.2025)
Общество

Семья как школьный предмет

Появившееся учебное пособие одни хвалят, другие критикуют

01 мая 2025
Сергей Булкин / ИТАР-ТАСС

В этом учебном году в ряде школ, чаще факультативно или в рамках «Разговоров о важном», появился новый предмет – семьеведение. Весной вышло в свет соответствующее учебное пособие, написанное главой комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Ниной Останиной и основательницей Института современной психологии и родологии Ксенией Мосуновой. Если появление нового предмета прошло тихо и незаметно, то выход «Семьеведения» вызвал яростные споры. И в Сети, и на телевидении, в передаче «Пусть говорят».

Поле битвы

Инна Кабыш, учитель русского языка и литературы

Когда-то, на излёте советской власти, я преподавала предмет «Этика и психология семейных отношений». В девяностые предмет этот канул в Лету – и вот теперь, похоже, всплыл в новом обличье. «Семьеведение» состоит из двух частей: первая адресована учащимся 5–7-х классов, вторая – 8–9-х. В первой части 5 разделов: «Человек, семья, общество», «Мои родственники», «Семейный уют», «Погода в доме» и «Современная семья и право» (последний написан кандидатом социологических наук, профессором, депутатом Госдумы Н.А. Останиной). Вторая часть состоит из тех же разделов, но написанных более «взросло» (помнится, в Царскосельском лицее программе трёх младших классов соответствовала та же программа трёх старших, но преподаваемая углублённо: преемственность, однако).

Если кратко, в новом пособии рассказывается о том, что такое семья и какой путь прошёл этот институт за время своего существования; что такое родословная; для чего нужна семья; какова в ней роль родителей – отца и матери, а также бабушек и дедушек, что создаёт уют в доме и кто принимает в этом участие, что такое домохозяйство, из чего складывается и как расходуется семейный бюджет. Даются рекомендации, как избегать конфликтов в семье. Рассказывается о семейных традициях народов России. Говорится о здоровом образе жизни и правильном питании. А также подводится юридическая база под понятие «семья»: порядок вступления в брак, социальные гарантии, государственная поддержка молодой, а также многодетной семьи. В конце пособия помещён словарь терминов, среди которых есть, в частности, такие: «материнский капитал», «ипотека», «алименты», «завещание».

А теперь спрошу: что в этом плохого?

Разумеется, семьеведение связано с другими предметами. Во-первых, с литературой (я насчитала 12 отсылок к произведениям русской, советской и современной литературы, в том числе к «Капитанской дочке» и «Войне и миру»). Во-вторых, с отменённой МХК (мировой художественной культурой): пособие проиллюстрировано большим количеством картин отечественных художников – от Пукирева до Дейнеки. В-третьих, естественно, с обществознанием, так как семья – ячейка общества. А ещё с экономикой (в некоторых современных школах есть такой предмет), биологией, физкультурой и трудом.

Но при всём при этом семьеведение – отдельный предмет, имеющий, извините за каламбур, свой собственный предмет изучения. Отсюда вопрос: кто преподаватель такого предмета? Поскольку семья – это единство духовного, физического и материального уровней, то, полагаю, вести его мог бы и филолог, и историк, и биолог, и учитель физкультуры, и труда или вообще школьный психолог. Лишь бы это была харизматичная личность, человек, любимый детьми.

Вы спросите: неужели пособие так идеально и вовсе не имеет изъянов? Отвечу: имеет. На мой взгляд, в нём маловато внимания уделено вопросу, скажем так, взаимоотношения полов. Даже в СССР, где, как известно, секса не было, я говорила с десятиклассниками о нём (кстати, являющемся далеко не последним составляющим счастливой семьи), а также о контрацепции и беременности. Тем более в наши дни об этом можно и должно говорить – честно и просто.

А ещё нашла в тексте пособия грамматическую ошибку. Одна из рубрик в нём называется «Я горжусь и беру пример» – это неверно, ибо горжусь – кем, а беру пример – с кого, а стало быть, «горжусь и беру пример» не могут быть однородными членами. Но это претензия к корректору. Да, и мне лично не очень нравится название – семьеведение: казённо как-то. Ну, а что до подогревших дискуссию слов священника Павла Островского, обвинившего пособие в псевдонаучности и эзотеричности, ибо один из его авторов (всего их 16) когда-то изучал родологию, возразим батюшке: мало ли кто чем увлекался в молодости. Пушкин вот был масоном – и ничего: мы изучаем его произведения.

А преподаватели кто?

Священник отец Сергий Карамышев, Рыбинский район Ярославской области

Востребована ли вообще в современной российской школе учебная дисциплина семьеведения? Считаю, что да. В прежние времена, когда семейные устои были крепки, ребёнок на примере собственных родителей имел достаточно точное представление о том, какими началами должна руководствоваться семейная жизнь. Теперь всё иначе. Согласно статистическим данным, вопреки тому, что 2024 год был официально объявлен Годом семьи, количество разводов превысило 70% от числа ранее заключённых браков. К тому же число вступающих в брак молодых людей с каждым годом уменьшается. Поэтому впору говорить не столько о кризисе семьи, сколько уже о её постепенном умирании. И почему бы не попытаться в школе преподать некоторые здравые понятия о том, какой должна быть семья.

Кто может быть автором учебника по семьеведению? Разумеется, в первую очередь человек, обладающий научной компетенцией, педагог, знакомый с возрастной психологией. К сожалению, оба автора учебного пособия – кандидаты социологических наук. Но даже не это главное.

Если мы хотим создать, к примеру, обувную фабрику, к кому обратимся за практическим советом? К человеку, умеющему много и красиво говорить о технологиях производства, или к тому, кто сам создал успешно работающую обувную фабрику с нуля? Думаю, всякий здравомыслящий человек изберёт второй вариант. Поэтому и учебное пособие по семьеведению должен составлять некто, сам создавший и сохранивший крепкую семью. Выдающийся педагог-практик Антон Макаренко сначала создал успешно работающее заведение, а потом стал давать советы другим.

Если советчики на практике себя никак не проявили, к ним будут относиться с тенью недоверия. А когда автор учебного пособия по семьеведению Мосунова занимается псевдонаукой, родологией, у родителей может возникнуть отнюдь не беспочвенное подозрение, что их детей научат разного рода суевериям. Имя неподходящего автора может дискредитировать востребованную учебную дисциплину.

Перейдём наконец к самому учебному пособию. Лично я ничего откровенно деструктивного в нём не обнаружил, материал изложен системно. Однако цели упорядочить мысли детей относительно семейной жизни пособие не достигает. В учебнике должны излагаться не какие-то смутные догадки авторов, а научно выверенные и понятным для детей языком изложенные чёткие определения. Так вот, если взять ключевое понятие – «семья», о ней сказано следующее: «Это группа людей, которых связывают брак (муж и жена) или кровное родство (родители и дети, братья и сёстры и т.д.)». Попробуйте пятиклассника заставить выучить такое определение, если для него термины «брак» и «кровное родство» менее понятны, чем смысл слова «семья»!

Это на с. 10, а на с. 21 семья определяется уже как социальный институт, и это совершенно справедливо. Однако далее следует вызывающее вопросы определение: «Социальный институт – это система правил, которые помогают людям взаимодействовать друг с другом, решать различные задачи и удовлетворять свои потребности. Семья тоже является социальным институтом, ведь в каждой семье есть свои правила». У простого российского школьника, незнакомого с веяниями современной социологии, возникнет естественный вопрос: так что же такое семья: это группа людей или это система правил? Он может взять разные печатно изданные системы правил (от Уголовного кодекса до правил игры в гольф), поставить их на полку и сказать: у меня несколько систем правил, а значит, и несколько семей, и все стоят под рукой, на полке…

За определением семьи как социального института следует описание её функций, и, по ходу, термин толкуется: «Функция – это то, для чего предмет или явление предназначены» (с. 21). Итак, семья существует, по мнению авторов пособия, чтобы выполнять комплекс функций: «духовную, репродуктивную, воспитательную, социализирующую, эмоциональную, досуговую, экономическую, хозяйственно-бытовую, социально-статусную, медицинскую». Ребёнок, прочитав такое, скажет: «Как это скучно! И зачем мне какая-то там семья?» Неужели ради такой реакции писано пособие? Приведу и такой замечательный тезис: «Семейные ценности – одна из основ вероучения всех традиционных религиозных направлений, существующих в России» (с. 13). Если бы было сказано, что традиционное вероучение – одна из основ семейных ценностей, это было бы вполне приемлемо. Здесь же всё поставлено, что называется, с ног на голову.

Итак, учебная дисциплина семьеведения нужна, но авторы учебников и учебных пособий должны соответствовать сложности стоящей перед обществом задачи. В противном случае мы получим не укрепление семьи, а её дальнейшее разрушение.

Тэги: Дискуссия
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Бесцензурный рай «типасвободы»

    21.05.2025
  • В случае сомнений – что?

    30.04.2025
  • Граница свободы – рядом с опасностью

    28.04.2025
  • О цензуре, свободе и самовыражении

    11.04.2025
  • Поколение и смысл

    11.04.2025
  • С разных ракурсов

  • Печальная актуальность

  • Нужна ли нам идеология?

  • Сериал о начинающих подонках

  • Не кричи в пустом зале

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS