Никогда ещё в Москве не играли так много сочинений самого мелодичного из американских композиторов прошедшего столетия Сэмюэла Барбера, как в марте. Начало положил хорватский пианист Велько Глодич, приехавший отметить очередную дату рождения Александра Борисовича Гольденвейзера и юбилей его квартиры-музея. Там концерт и состоялся. Глодич исполнил Сонату ор. 26. В обычной своей и очень привлекательной «вдумчивой» манере. Слуху комфортно и слушать его хочется бесконечно. Пианист сделал приобретения и в русском языке – ему понравилось слово «супер». И он с удовольствием его эксплуатирует. О чём бы ни говорили – Велько обязательно резюмирует любимым словечком. Рассказываю ему о Сибири – Велько вдумчиво воспринимает информацию и в конце говорит «Супер!» в восклицательной интонации. Слово это ему очень идёт, как удачно сидящий костюм. Когда он его произносит с явным удовольствием и со своим всегда недоверчивым взглядом из-под густых бровей – очень напоминает положительных героев Юрия Норштейна.
Затем Концерт Барбера ля минор для виолончели с оркестром исполнили в зале Чайковского оркестр «Новая Россия» и лауреат международных конкурсов виолончелист Сергей Антонов. Дирижировал заслуженный артист России Евгений Бушков. Он и придумал эту американскую программу. «Открытие Америки». Антонов – великолепный музыкант, яркий, эмоциональный, прекрасно истолковавший одно из лучших сочинений композитора. Надо отдать должное и Бушкову – у нас нет другого дирижёра, который так охотно бы работал с молодыми исполнителями и сам предлагал лучшие филармонические программы многих сезонов. Достаточно вспомнить его детский цикл в Московской филармонии. Жаль, прервавшийся. Какому-то музыкальному чиновнику-обормоту она показалась лишней. Не вписалась в его куцый умишко. А потери несём все мы. Хорошо бы извещать общественное мнение об этих начальниках-распорядителях, чтоб мы знали, кому обязаны.
С большим сожалением узнал, что дирижёр покинул оркестр «Новая Россия» по неизвестным причинам. Жаль. Большая потеря для оркестра. Бушков неутомим и разнообразен. И все работы последних сезонов в филармонии были привлекательными и новыми по сути. Вот и в этой американской программе он попытался создать музыкальный образ столетия в большой стране, и это ему удалось. Мне, признаться, не особенно понравилось исполнение «Рапсодии в стиле блюз» Гершвина молодым пианистом Вячеславом Грязновым. Играет, как выглядит: аккуратно, подстриженно, безо всяких чувств. Ну что это за блюз без чувств… Видимо, в жизни Вячеславу не хватает страстей. И он не знает их выражения в музыке: всё гладенько и ровненько – как образцовый английский газон. Но это детали. Придумано же всё было очень неплохо. А в завершение мартовских барберовских концертов прозвучит знаменитое «Адажио для струнных» в варианте дирижёра Теодора Курентзиса.
Москву навестил английский пианист Питер Донохоу. Любители фортепианной музыки ещё помнят блистательно исполненный им Третий концерт Рахманинова на VII Международном конкурсе пианистов имени П.И. Чайковского. Он поделил вторую премию с Владимиром Овчинниковым, первая не присуждалась. Надо заметить, с тех пор пианиста не узнать: самые разнообразные программы, смешение всех музыкальных стилей, огромный энтузиазм и потрясающее мастерство. Не многие лауреаты нашего самого престижного конкурса добиваются таких успехов. Вот и в Москву в этот раз он привёз и Моцарта, и Брамса, и Равеля с Листом, не забыв родного Оливье Мессиана, у которого стажировался в Париже. Командор ордена Британской империи был особенно хорош в двух пьесах Равеля из цикла «Отражения» – «Игра воды» и «Долина звонов», в двух пьесах Листа из цикла «Годы странствий» – «Женевские колокола» и «Фонтаны виллы д'Эсте». Вся программа очень хорошо продумана и замечательно сыграна. В его технике заметна особая роль педали, что позволяет делать звук объёмным и очень красивым. Он явно «злоупотребляет» педалью, но, как ни странно, исключительно в интересах сочинения и слушателей.
Самое значительное фортепианное событие месяца – сольный концерт в стенах родной Гнесинки заслуженной артистки России, народной артистки Армении профессора Марии Степановны Гамбарян. Пианистка уникального дарования совершенно не считается со своими «юбилейными» годами: азартна, эмоциональна, энергична. Мария Степановна имела возможность слушать величайших музыкантов эпохи, учиться у них и даже спорить с ними. Но вот что случается не с каждым: оказалась человеком чрезвычайно чутким и благодарным, уроки наставников – суть её пианистической жизни. И мы благодаря этому как бы всякий раз слушаем и Гамбарян, и одновременно К. Игумнова, и Г. Нейгауза. Игумнов завещал ей Шумана, Нейгауз – Шопена, сама она вдруг почувствовала однажды, что ближе всех ей Бетховен… Жизнь продолжается – и откровения в обожаемой ею музыке тоже. Она всегда впечатляюще выглядит за инструментом. Собранность необыкновенная. Небольшая пауза перед каждым сочинением – и все погружаются в мир романтических грёз Шумана, Шуберта–Листа (их сочинения были в программе), созданный в этот вечер её талантливыми и очень красивыми руками. Из всей великолепно сыгранной программы я бы выделил Этюд фа минор (хроматический) Листа и Мазурку ля минор Шопена. Необыкновенно выразительных, поэтичных, невозможно было поверить, что рукотворных. Слушатели завалили сцену цветами, а Мария Степановна словно бы этого не замечала и всё стремилась к роялю. Пусть так будет как можно дольше…