В музыкальном смысле осень всегда долгожданна: начинается очередной сезон. И всегда надеешься на лучшее – новые имена, интересные программы и т.д. В Камерном зале филармонии играл молодой швейцарский пианист Франческо Пьемонтези. Москва ему, видимо, нравится, приезжает к нам уже во второй раз. На концерте кроме сотрудников швейцарского посольства были замечены и немногочисленные жители столицы, не работающие там. Досадно, что московские любители фортепианной музыки пропустили этот вечер, потому как играл Пьемонтези замечательно и было что слушать и чему радоваться. Пианист уже хорошо известен Европе, играл в лучших концертных залах, участвовал в престижных международных конкурсах, его хвалит Марта Аргерих, а сам он в свои 27 лет уже открыл собственный камерный фестиваль в швейцарском городке Беллинцона. В программе, с которой приехал в этот раз, ему, на мой взгляд, наиболее соответствовал Бах. Исполнялась Партита № 1. Удивительная манера: пианист сразу даёт понять, что никаких вольностей не будет, Бах у него пунктирный, какой-то «анатомический», остающийся в своём времени и своих обстоятельствах. И от этого трогательный, ясный и настоящий. Второе отделение было посвящено Шуману. Пьемонтези впервые в России исполнил «Посвящение Шуману» швейцарского композитора Фабио Тоньетти. Но лучше бы этого не делал: осталось впечатление торопливости, непродуманности текста и случайного включения его в программу. А вот Фантазия Шумана до мажор обнаружила новые привлекательные качества пианиста: он умеет обуздать себя в шумановских вольностях и придаёт экспрессии композитора впечатляющую сдержанность, элегантно это делает, а нам, слушателям, дарит новые ощущения от давно знакомого сочинения.
Заканчивается Год Франции в России, не ознаменованный запоминающимися событиями, кроме, пожалуй, выставки Пикассо в Музее изобразительных искусств имени Пушкина. Да и то, как утверждают злые языки, повезло нам исключительно потому, что родное здание пикассовских творений в Париже на ремонте.
Особых музыкальных событий тоже не случилось. В зале Чайковского в сентябре принимали Брижит Анжерер и Бориса Березовского. Они играли в четыре руки довольно слабенькую программу. «Песни любви» Брамса, его же «Семь венгерских танцев» украсили бы детский утренник где-нибудь в ЦМШ. Да, бывает, что «Детский альбом» Чайковского в исключительном исполнении может произвести колоссальное, неизгладимое впечатление, но это был не тот случай. Известные пианисты как бы развлекались: и мило, и весело, и простенько. Березовский был ещё и вызывающе по-купечески одет – в какой-то нелепый, ресторанного пошиба серый костюм. И эта деталь тоже свидетельствовала о малосерьёзности происходящего. Не спас ситуацию поначалу и образ Петра Ильича Чайковского, возникший во втором отделении. Пётр Ильич, кстати, не обрадовался бы соседству с Брамсом. Поскольку терпеть не мог его музыки, хотя к самому композитору, как известно, относился хорошо. В общем, много странностей для одной программы. Исполнялась сюита Рахманинова из музыки к балету Чайковского «Спящая красавица». Технично, но неинтересно, дежурно, как давно играемая и изрядно надоевшая. Пожалуй, единственное произведение, заставившее поверить, что четыре руки всё-таки принадлежат двум талантливейшим пианистам, – это рахманиновская Сюита-фантазия № 1 для двух фортепиано, посвящённая памяти Чайковского. Блестяще играли, с каким-то глубоко личностным постижением не только настроений композитора, но и собственных, видимо, очень близких переживаний. Иногда было очень тревожно, когда звуки со сцены безжалостно, но красиво приближали нас всех к высоким состояниям жизни и смерти. Я сразу простил Березовскому его наряд. И подумал, что такое исключительное совпадение размышлений композитора и исполнителей, такое вдохновенное, искреннее, глубокое постижение интимнейших человеческих настроений, такое впечатляющее напоминание о краткости жизни бывает очень редко. И только у талантливых пианистов.
В завершение французско-российского года в г. Новосибирске при поддержке Фонда Ельцина пройдёт Третий Международный конкурс пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко. Эту удивительную женщину – редкий характер, потрясающее мужество, исключительная воля – помнят в России многие. Восхищаются и всякое упоминание о Франции всегда связывают с ней. Она олицетворяет для многих страну и нацию. В самой Франции мало знают о замечательной пианистке. Отчасти это объясняется необыкновенным равнодушием работающих в России французских журналистов. Оргкомитет конкурса упорно приглашает их познакомиться с удивительной соотечественницей – но никогда никто не приезжает. Кризис профессиональной любознательности, видимо, имеет отношение не только к родным «перьям». Музыканты же наших двух стран с большим интересом следят за развитием конкурса. Утешают всё более крепнущие контакты с Ecole Normale de Musique de Paris Alfred Cortot, где училась пианистка. Концерты лауреатов конкурса в Париже, в зале Корто, стали традиционными и вызывают большой интерес. Ожидается фортепианный вечер нынешних студентов известной французской музыкальной школы на конкурсе или на фестивале памяти Лотар-Шевченко. Мы все ждём с нетерпением этого события. Что касается нынешнего конкурса – будут играть только взрослые пианисты. От популярного Юношеского конкурса пришлось отказаться из-за финансового кризиса. Заявлены выступления очень интересных молодых музыкантов из самых знаменитых российских музыкальных школ и консерваторий ближнего зарубежья. В жюри конкурса – известные музыканты и педагоги: профессор Хорватской академии музыки Велько Глодич, заслуженная артистка России и народная артистка Армении, профессор Гнесинской академии музыки Мария Гамбарян, солистка Новосибирской государственной филармонии, лауреат престижных международных конкурсов, в том числе и Первого конкурса памяти Веры Лотар-Шевченко, Наталья Талдыкина, профессор Академии музыки г. Хельсинки Юхани Лагерспец, профессор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Михаил Оленев. Вот и возвратится к нам, надеюсь, в начале декабря блестящая французская пианистка Вера Лотар-Шевченко, и Год Франции в России сразу станет не таким формальным.