Выпускница романо-германского отделения Московского государственного университета, специалист по французской литературе и языку, исследователь французского экзистенциализма, Светлана Семёнова на рубеже 1960–1970-х годов сделала волевой выбор в пользу русской культуры, в те идеологически трудные времена изучавшейся мало, куцо, предвзято. Она стала одной из тех, кто воздвиг «течение встречное».
Всё началось с того, что в 1972 году в её руках оказалась книга В.А. Кожевникова «Николай Фёдорович Фёдоров». Это определило всю дальнейшую жизнь. Именно подвижническому, вдохновенному труду Светланы Семёновой обязаны мы пробуждением интереса к творчеству самой пророческой и дерзновенной фигуры русской мысли, философа, который, по словам С.Н. Булгакова, поистине «опередил своё время».
В 1982 году в серии «Философское наследие» появилось подготовленное ею издание избранных сочинений философа. Невероятно, но факт: том вышел практически без купюр и в нём слово «Бог» и все производные от этого слова были напечатаны с большой буквы – а ведь в советских изданиях это было немыслимо. Разумеется, последовали санкции. Была изъята часть тиража, появились разгромные статьи в периодике. Рассыпали набор книги Семёновой «На пороге грядущего», которая должна была выйти в издательстве «Современник».
В 1990 г. вышла книга Семёновой «Николай Фёдоров. Творчество жизни» – о биографии, учении, судьбе идей «загадочного мыслителя». Вскоре последовало подготовленное С.Г. Семёновой совместно с дочерью Анастасией Гачевой издание «Собрания сочинений» Фёдорова в четырёх томах, ставшее практически полным. А в 2004 году, когда отмечалось 175 лет со дня рождения философа всеобщего дела, появилась книга: «Философ будущего века Николай Фёдоров».
Масштаб творческих исследований Семёновой поражал. Литература, философия, богословие. Мысль не только русская, но и зарубежная. И при этом никакой легковесности, но серьёзная проработка источников, глубина выводов, убедительность аргументации. Недаром настоящим научным событием стала объёмная монография «Паломник в будущее. Пьер Тейяр де Шарден» (СПб., 2008), где на огромном материале были представлены «труды и дни» французского учёного, богослова, мыслителя, подробно раскрыта его философия христианского эволюционизма.
На протяжении сорока лет судьба Светланы Семёновой была связана с судьбой Георгия Гачева, филолога, философа, культуролога, сопрягавшего в своих трудах универсальное и национальное. Этот союз – в ряду экзистенциальных и творческих памятников «некалендарного» XX века. «Общий Сократ» – так называл Георгий Гачев свои разговоры с женой, в которых зарождались и росли многие его «жизнемысли». А её книги считал явлением Женского Логоса, «сердечной мысли», соединяющей интеллектуальное и эмоциональное, примиряющей ум и сердце.
Последние два года – в период тяжёлой болезни – Светлана Семёнова жила не столько внешним, сколько внутренним словом. Она противилась унынию и отчаянию, собирала себя, не давая восторжествовать силам распада, укрепляясь новозаветным призывом «Духа не угашайте».
Друзья и коллеги, коллектив «ЛГ»