Только-только подвела итоги «Романсиада-2007» – конкурс молодых исполнителей русского романса, а у заслуженной артистки России Галины Преображенской, «вечного двигателя» этого удивительного проекта, голова уже полна новых планов и новых идей.
– В этом году помимо основного, уже ставшего традиционным конкурса вы проводите новый – «Воинская романсиада». Каким он будет?
– В этом году исполняется 90 лет Красной армии. Мы не могли пройти мимо этой даты. К тому же жанр так называемого офицерского романса – удивительный по яркости и образности пласт музыкального творчества, и нам хотелось привлечь к нему особое внимание публики. Поэтому мы максимально расширили рамки конкурса: песни военных лет и баллады, написанные совсем недавно, старинные гусарские романсы и романсы Белой гвардии. Принимать участие в конкурсе будут не только люди, чья жизнь так или иначе связана с армейской службой, но все, кому близка и дорога эта тема.
– Чем «Романсиада» образца 1997 года отличается от нынешней?
– Одиннадцать лет назад она начиналась как конкурс молодых исполнителей русского романса, сейчас это целое движение. Есть «Надежда «Романсиады» – детский конкурс русской вокальной музыки, есть и «Романсиада» без границ» – открытый конкурс для непрофессионалов, в котором принимают участие люди разных профессий и разного возраста, искренне любящие русский романс. Есть мастер-классы, которые прославленные мастера проводят для своих юных коллег, есть концерты в разных городах и странах, на которых наши лауреаты собирают полные залы. Но главное, у нас теперь есть свой дом – «Дом романса», о котором мы так давно мечтали.
– На смену мечте сбывшейся должна прийти новая…
– Непременно. Теперь мы хотим создать международную ассоциацию. У нас много друзей в Казахстане, Киргизии, Узбекистане, Таджикистане, Белоруссии, Молдове. Вот мы и хотим объединиться, чтобы общими усилиями противостоять засилью масскультуры. Конечно, романс – не панацея от всех бед, но мы свято верим в то, что, если вокруг человека будет звучать больше благородной, возвышающей человеческое достоинство музыки, мир станет чуть чище и светлее.
– Но романс – музыка иных времён. Сейчас это, как говорится, «не формат».
– Да, романс – жанр несколько архаичный и трудно вписывается в меняющиеся времена. Многие попсовые композиторы пытались его «переделать». Не вышло. В романс Гурилёва или Варламова нельзя добавить ни одной лишней ноты. И петь романс сегодня так, как пела Вяльцева, невозможно. Но в этом и нет необходимости. Новые исполнители вкладывают в старинный романс частичку своей личности, и он незаметно, но всё же меняется. Сердце его продолжает биться. Залы романсовые не пустуют и сегодня, хотя билеты дешёвыми не назовёшь. И пусть эти залы невелики по размерам, пока они существуют, романс в них звучать будет. 1 февраля в Колонном зале мы устраиваем концерт наших лауреатов. И нынешних, и прошлых лет. Так что милости просим!