М.А. Светлакова, Ю.Ю. Конарева, С.К. Морозова и др. 100 вопросов о Чайковском / Сост. и ред. М.А. Светлакова. – Ижевск: Парацельс Принт, 2020. – 120 с. – 1000 экз.
Отрадно, что в расположенном недалеко от озера (которое само по себе могло бы служить декорацией к балетам Чайковского) музее-усадьбе, где Пётр Ильич впервые так мучительно осознал своё предназначение, вышло издание, расширяющее наше представление о его личности и способствующее появлению масштабных монографий о композиторе.
Авторы не касаются ни подводных течений биографии Чайковского, ни драматических историй создания тех или иных произведений, не стремятся погрузиться в бездны подсознания композитора. Используя реальные записки посетителей и обращаясь прежде всего к первоисточникам, они пытаются прежде всего рассказать о светлых сторонах личности Чайковского, о самых счастливых моментах его жизни. Обращаясь к воспоминаниям гувернантки Фанни Дюрбах, мы можем представить, насколько тёплой, одухотворённой была атмосфера литературно-музыкального салона, устроенного в гостеприимном доме родителей Чайковского в Воткинске. Читая отрывки из писем отца и матери композитора, восхищаемся идиллически-нежными отношениями его родителей. Мы наблюдаем Петра Ильича (элегантного модника-мужчину), сопровождаемого девятью собаками во время прогулки по парку, страстного садовода и грибника и даже во время сопровождающего творческий процесс «буйного приступа гнева». Благодаря заинтересованным посетителям узнаём, что любил слушать в детстве будущий автор многочисленных романсов, с каким настроением преподаватель Чайковский покидал класс теории Московской консерватории, в какую симфонию композитор вложил всю свою душу и почему вдохновение и забвение жизненных невзгод он находил именно в Италии.
Учёный секретарь музея Мария Светлакова замечает: «Книга построена таким образом, что, обратившись к ней, вы сразу можете найти ответ на интересующий вопрос, у вас создаётся определённое представление обо всей жизни великого русского гения». Дополняющие смысл текста метафорическим звучанием иллюстрации воспринимаются как «музыка в фотографии».
И всё же после прочтения этой наполненной малоизвестными фактами книги у заинтересованного читателя и экскурсанта может возникнуть желание получить более подробный ответ на некоторые вопросы. Насколько способствовал возникновению патриотических настроений композитора факт его рождения недалеко от Ижевска, кузницы российского оружия, где, собственно говоря, начинал с низов карьеру его отец, генерал-майор-инженер, начальник Камско-Воткинского горного завода? Действительно ли пребывание в училище правоведения (выпускниками которого были А.Ф. Кони, В.Д. Спасович, И.С. Таганцев, И.С. Аксаков, критик В.В. Стасов и композитор А.Н. Серов) смогло зажечь «правды светлой чистый пламень» в душе бесконечно отзывчивого и альтруистичного композитора?