Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Сердце всегда в пути

01 января 2007

КРУГЛАЯ  ДАТА

В узбекской литературе ХХ века особое место занимает творчество народной поэтессы Узбекистана Зульфии (1915–1996). Она не только ярчайшая представительница так называемой женской поэзии новейшего периода в узбекской литературе, но и поэт-лирик, способствовавший созданию «женской» поэтической школы в национальной литературе ХХ века.

Зульфия (Исраилова) родилась 14 марта 1915 года в Ташкенте. По окончании школы училась в женском педагогическом техникуме. С самого начала своего творческого пути она поняла, что «стихи становятся поэзией тогда, когда тысячи человеческих сердец признают их своими, – поэтому сердце всегда в пути». Сердце поэтессы всегда было «в пути»: и тогда, когда в 1932 году вышел в свет первый сборник её стихов, и тогда, когда в канун её восьмидесятилетия вышла очередная книга с новыми стихами.

В 1935–1938 годах Зульфия учится в аспирантуре Института языка и литературы Академии наук Республики Узбекистан. Позднее в течение десяти лет (1938–1948) работает редактором в детском издательстве. Затем вся её дальнейшая жизнь будет связана с журналом «Саодат», где она три года возглавляла отдел, а с 1953 по 1980 год. была главным редактором.

Своё первое стихотворение «Молодое племя» Зульфия опубликовала в 1930 году на страницах молодёжной газеты. Публикация окрылила молодую поэтессу, и вскоре на страницах ряда газет и журналов стали появляться её новые произведения. Первый сборник стихов назывался «Страницы жизни». Вспоминая этот сборник, Зульфия писала: «Трудно вспомнить об этом без улыбки, но что делать? Юность жаждет выглядеть многоопытной ничуть не меньше, чем старость – юной…» 

Древняя ХиваВторой поэтический сборник Зульфии – «Песни девушек» – увидел свет лишь в 1939 году. Небольшой отрывок из лирического стихотворения «Весна» как нельзя лучше передаёт общий настрой и состояние души поэтессы в то время:

Дышат утренней порою
Сотни, тысячи цветов.
Расцветает всё живое,
Нет для чувства берегов.

Видя весь расцвет природы,
Все цветы и все цвета,
Просиял белобородый
Уважаемый ата.

Блещет небо голубое,
Блещет степь. Простор широк.
В час весны прекрасней вдвое
Счастья нашего цветок.

В годы Великой Отечественной войны поэзия Зульфии зазвучала в полный голос. Она с самого начала своего творческого пути стремилась говорить от имени своих современниц, в годы войны такое обращение звучит особенно пронзительно. Русский поэт Владимир Луговской писал: «Стихи Зульфии занимают в военной поэзии Узбекистана совершенно особенное место». Помимо свойственного её поэзии проникновенного лиризма появляются и новые интонации. Это прежде всего гражданское, патриотическое звучание. По-новому она подаёт темы Родины, женской верности, любви. Если в начале тридцатых годов в стихах Зульфии был только внутренний мир влюблённой в жизнь лирической героини, то теперь многие понятия переосмыслялись:
  
На память о весне осталось сюзане.
Ладонью проведу
по шёлковому свитку
И, губы закусив,
в тревожной тишине
Во весь размах руки
 разматываю нитку.

И, словно сквозь узор,
глядят глаза твои,
И на шелку стежки –
как строчки на бумаге.
И это сюзане – письмо моей любви.
О верности оно, о славе и отваге.


В годы войны Зульфия создала одно из своих лучших произведений – поэму «Фархадом звался он», посвящённую артисту Кабулу Кари Сиддикову, погибшему на фронте. Основываясь на жизни конкретного человека, поэтесса создаёт здесь образ настоящего воина.

В 1944 году в автокатастрофе погиб муж Зульфии Хамид Алимжан – Зульфия потеряла самого дорогого для неё человека. Поэт Кайсын Кулиев в эти годы писал: «Когда к Зульфие пришла большая неожиданная беда, она не опустила крыльев, не сломалась. Так чаще всего поступали крупные художники. А у них мы должны учиться не только художественному мастерству, но и жизненной стойкости, мудрости». Трагические нотки стали характерной особенностью поэзии Зульфии после смерти мужа: 

Мой друг, ты спишь в земле.
Но как мне нужен ты!
Поговорю с тобою, посижу я.
Давно ли ты, мой друг,
мне приносил цветы?
Теперь к тебе с цветами прихожу я.

Излюбленным образом Зульфии, проходящим через всё её творчество, становится образ Весны. И в раннем творчестве, и значительно позднее поэтесса обращается к теме пробуждения природы, когда всё вокруг обновляется, когда мир вновь покрыт яркими красками, когда в душе человека просыпаются прекрасные чувства:

О, как нужна мне в эти дни весна,
Подобно той, что в юности шумела!
Но снегом я теперь занесена,
Я – ветвь, подрезанная неумело.
А как нужна мне в эти дни весна!

Возглавляя долгое время женский журнал, Зульфия объединила вокруг себя целый ряд поэтесс. Замечательные узбекские поэтессы Халима Худайбердиева, Ойдин Ходжиева, Гульчехра Джураева, Этибор Ахунова и многие другие являются последователями творчества Зульфии.

Фархад  ХАМРАЕВ

Обсудить в группе Telegram

Фархад Хамраев

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS