Пётр Соколов – человек удивительной судьбы. Он был юнгой на Балтике, лаборантом в НИИ физиологии, санитаром в морге, актёром Одесского ТЮЗа (в 80-м году он окончил легендарную Школу-студию при МХАТе), драматургом и режиссёром (его пьеса «Соучастники» поставлена в ЦАДТе, питерском Ленкоме), автором программ «Слово», «Острова памяти», «Сделано в России» на Центральном телевидении. В 1989-м он после встреч с генсеком Горбачёвым и академиком Лихачёвым организовал объединение при Советском фонде культуры, целью которого было сохранение и восстановление уникальных исторических памятников. Встречался с патриархом Алексием, который благословил Соколова на новом его, христианском, телевизионном поприще.
Будучи коренным москвичом – работал и жил на Соловках, в Подмосковье и Крыму. Снимал документальные фильмы, которые появлялись в телеэфире России и Украины. В 2005 году Соколов участвовал во всеукраинском конкурсе «Открой Украину», на котором его фильм «Крымская симфония. Увертюра» получил главный приз. А недавно на XII Всероссийском фестивале «Православие на телевидении, радиовещании и в печати» был удостоен золотой медали и главного приза за фильм «Время России» и серию «Традиция».
Я видел эти фильмы, и они, так же как и эволюция Петра Соколова, меня поразили. Это – исповедь, и публицистика, и проповедь, но не священнослужителя, а верующего мирянина. Пётр Соколов – такой же, как и большинство нас, но в отличие от многих из нас он искренно ВЕРИТ. И таких людей, слава богу, становится всё больше. Его то страстная, то спокойная уверенность подкупает и завораживает. Соловецкие фильмы Соколова – о монахах, мучениках большевистского террора, но более о том громадном, творческом, многовековом труде их предшественников, создавших и гениально обустроивших монастырские земли и воды. Его фильмы – о том пути, который должны проходить и проходят современные люди, чтобы стать достойными гражданами нашей Отчизны.
В фильме «Время России» Соколов обращается к истории дальнего подмосковного района с чудесным названием Серебряные Пруды. От этой картины, как и от всего, что делает Соколов, исходит свет добра, надежды и веры. Веры в возможность постепенного возрождения духовной жизни наших городов и сёл. Когда за восстановлением храмов следует воссоздание культуры, традиционных для нашего народа норм труда и быта, следует становление социальной инфраструктуры с современными школами, больницами, предприятиями, когда (надеюсь, что это не такой уж редкий случай) главы администраций глубоко знают и любят свой район и осознают ответственность перед земляками и всей страной.
Для нашей рубрики НЕФОРМАТ мы представляем эскиз-сценарий нового фильма Петра Соколова. Надеемся, что фильм этот будет снят и получит не только региональный эфир, но и общероссийский. Времена меняются, и телевидение наше тоже должно меняться. А то как-то бессовестно получается: за то, чтобы смотреть, например, общественный православный канал «Спас», нужно платить чуть ли не 500 рублей в месяц (ещё за подключение несколько тысяч), а бессмысленную (а часто и безнравственную) развлекательную муру ТНТ, СТС и многих других каналов нам суют бесплатно. Хорошо бы наоборот.
Люди всегда шли к реке. Это сейчас стараются селиться у больших дорог, но, сколько мы знаем знаменитых торговых путей, казавшихся современникам вечными, занесены ныне пылью времён. А водные потоки остаются в веках, продолжая свой путь к океану. Может быть, именно поэтому река и стала символом жизни? Вспомните, как часто мы произносим – река жизни... И сколько существует производных: водоворот страстей, омут страданий, жизнь – спокойная как полноводная река или бурная и извилистая, «плыть по течению» или идти против него... А есть ещё одно выражение – «возвратиться к истокам». Почему это всегда произносится с почтением и является синонимом чего-то очень доброго и светлого? Не потому ли, что чистый речной исток есть очевидное, непреходящее благо... Возвратиться к истокам, чтобы снова оглядеть свой жизненный путь, покаяться, исправить то, что ещё возможно, понять, откуда твоя Родина, откуда ты сам и, главное, – зачем...
Пора решаться. Брать лодку, всё необходимое, и в путь. По той реке, которую уже знаешь, к которой готов. Пройти её и поделиться увиденным с другими. Есть такая река в самом центре России – Осётр. Почему именно Осётр, ведь таких рек тысячи? И замечательно! Может быть, захочется кому-то ещё пройти, по своей реке, позволяя нам созерцать вместе с ним. Именно созерцать, не давая затмить взор яростным миганием «видеокляпов». Какое, в сущности, прекрасное русское слово – «созерцание», которое упорно стараются заставить забыть. Не потому ли, что созерцая – приходит понимание правды, гармонии. Покой и воля.
Конечно, фильмов о реках есть множество... Вот череда лент о покорении рек: громадные бетонные глыбы валятся тысячами, преграждая путь водам, скрывая тысячи деревень, церквей под мутноватой гладью водохранилищ. Гимн победы человека над природой. Чуть позже уже совсем другие полотна, часть вторая – «месть». Заболоченные берега, цветущая вода, больная рыба... Тревога, обвинения... Ни там ни там нет гармонии и покоя. А вот уже новые сотни покорителей стремятся на экраны. В жанре экшен они несутся по бурным потокам на своих каяках, катамаранах так, что у зрителей захватывает дух, и они восхищаются бесстрашием гребцов, победивших стихию. А те, пройдя смертельные пороги, устало улыбаются в камеру с чувством выполненного долга, утопив походя пару-тройку своих коллег и скорбя об утрате. Главное – река побеждена и всё тонет в громе аплодисментов. Поздравляем – гора родила мышь. Не претендую на истину, но рисковать собственной жизнью для собственного же удовольствия, того самого адреналина, в пенных ли водопадах или вниз головой с небоскрёба, и, обязательно (!), под объективами телекамер – сразу старые добрые русские поговорки на ум приходят, вроде: «С жиру бесятся».
Есть, конечно, фильмы-путешествия. Уникальные места, великие реки, грозные скалы, непроходимая тайга... Иногда очень интересно – кинотуризм такой: приехали, посмотрели, уехали. Так, может быть, найдётся в этом ряду место и для другой, забытой старой традиции. Когда природа, человек и страна сплетаются воедино, существуют в гармонии. Где бурная Чусовая – «поилица и кормилица», как у Мамина-Сибиряка. Где маленькая речка Иста со множеством характеров и событий вокруг неё, как у Тургенева. Тут же и Астафьев с потрясающими «Царь-рыбой» и «Последним поклоном». Это первое, что вспомнилось, а Гоголь, а Шмелёв, продолжать можно очень долго. Все они писали о том, что знали, что чувствовали. О том, где жили сами. Туда хочется вернуться, к ним, к этим истокам, ну хотя бы попробовать, неужели забыто всё?
Нет. Река Осётр течёт себе, то затихая на плёсах, прячась во влажном, душистом утреннем тумане, то заигрывается на перекатах. Потом остывает, замирает, вдыхая морозный воздух лишь через редкие зимние ледяные промоины. Что ему суета тех, кто хочет всего и сразу, пролетев сломя голову по вспенённым стремнинам, с надеждой на свою минуту славы. Много ли это достойнее, чем сады по его берегам вырастить или древний Венёв монастырь возвести?
Осётр скромный, всего-то двести вёрст с небольшим – и подхватит его Ока, увлечёт к Волге. А откроешь Карамзина и найдёшь Осётр, вот и «богатырские заставы», совсем ещё молодую Русь от кочевников сберегающие, здесь устраивались. Но вот уже Батый разоряет Серебряные Пруды, что на Осётре, да и сам город Осётр, которого и нет больше. Через полтораста лет уже переходят реку отряды Дмитрия Донского, спешащие к Куликову полю, которое отсюда всего-то километров в ста. Позже, в XVI–XVII веках, здесь проходит Большая Засечная Черта, защищающая от ногайцев и крымских татар. Кто вспомнит, что такое засеки? Вот «воровские люди» Болотникова тут же бунтуют, здесь один из его центров, находим у того же Карамзина. А то, что Дмитрий Пожарский – воевода города Зарайска на Осётре, – разве мелочь? Или – маршал Василий Чуйков, коренной, отсюда, из Серебряных Прудов? Но это только история, точнее, лишь некоторые наброски. А как хочется поделиться вечерним воздухом, который чуть не пить можно у затихающего костра с только что прокипевшей ухой. Рядом с людьми, в судьбах, характерах которых, если поскрести, засверкает настоящее золото, то, что от веков досталось, от предков.
Или сама природа! Ну где ещё в центре России окажешься вдруг в самой настоящей Ливадии. Это подлинное название: вот, уходит Осётр от просторного Рюрикова поля, ныряет в пологие лесистые горы, прячется в узкой долине, почти ущелье, и действительно, похоже это всё на Крым. Поверьте человеку, прожившему в Крыму пятнадцать лет. А вот ещё...
Но тут самое время остановиться и начать собираться в путь.