О личных тратах и общественных стратах
«…Два разных «народа»… пользуясь одной территорией и внешне оставаясь в рамках одной культуры, имеют совершенно разные жизненные установки, цели, мораль и виды на будущее своих семей и всей страны». Сергей Валянский, Дмитрий Калюжный, «Неуловимые «середняки», «ЛГ», № 41
«…Текст С. Валянского и Д. Калюжного даёт типичный пример… старинной отечественной безответственности, когда в мыслях необыкновенная лёгкость, перо – тр-р! тр-р! – летит по бумаге, и вот уже тридцать тысяч курьеров скачут во все концы Отечества, разнося благую весть: «Эврика! Народу надо больше платить! В итоге от этого выиграют богатые тоже».
Дмитрий Орешкин, «Охота за призраком», «ЛГ», № 45
«…Я разделяю мнение, что на территории нашей страны живёт не один, а два народа, которые можно условно назвать «простой народ» и «элита».
Николай Петраков, академик РАН, «Удар по «середняку», «ЛГ», № 49
Начиная в 2008 г. дискуссию о среднем классе («ЛГ», № 41), мы писали о разделении российского населения на, условно говоря, «два народа»: простых людей и «элиту». Внешне оставаясь в рамках одной культуры, они имеют совершенно разные жизненные установки, цели, мораль и виды на будущее своих семей и всей страны. И у каждого из этих «народов» – свой средний класс.
Отклик на эту статью публициста Дмитрия Орешкина показал, что для контрэлиты (тех, кто не у власти, но готов её перехватить при первой возможности) идея о двух народах – как красная тряпка. Неслучайно же Д. Орешкин сразу завёл старую песенку о том, что большая разница между доходами богатых и бедных – это очень хорошо, а её уменьшение чревато нестабильностью в стране. Также неслучаен и его ласковый кивок в сторону В.В. Путина: «…Он взялся лечить самоощущение народа. Народ с благодарностью откликнулся. Другой вопрос, что лекарство выбрано советское и оттого скоропортящееся – в жанре ТВ-побед, – но уж тут чем богаты, тем и рады». Как это понять? Только так: «Путин, может, и хорош, но мы бы сделали лучше».
О нашей статье и «двух народах» одной страны мнение Д. Орешкина таково:
«Итак, два народа. Чем они разделены? Пропастью в доходах. Стоп, извините. Метафора «народа» не есть экономическая категория. В любом народе есть бедные и богатые, умные и глупые, чукчи-писатели и чукчи-читатели и т.д. и т.п. Специально для таких случаев введены менее пафосные понятия типа «класс», «сословие», «слой», «страта», «социальная группа». Но озабоченным судьбами Родины властителям дум это не указ. Меньше, чем про раскол народа, им писать не пристало».
Очень хорошо. Поговорим про социальные группы. Чтобы показать неравенство доходов, социологи делят население на 10 групп по 10% в каждой. Они называются децильными группами. В ИСЭПН РАН составили соответствующую таблицу о среднедушевых доходах децильных групп населения России в 2003 и в первом квартале 2007 года. Мы эту таблицу здесь размещать не станем, а просто сообщим, что за указанные годы в первых пяти группах (у бедных) рост доходов недотянул до двукратного, а был от 1,7 до 1,9 раза, а в последних пяти группах (у богатых) превысил двукратный, составив от 2 раз до 2,5 раза.
Но в эти годы денежки из карманов людей тянула инфляция! По данным Госкомстата, средний уровень цен возрос к началу 2007 года примерно в 1,8 раза по сравнению с 2003-м. И вот ежели учесть рост цен, окажется, что доходы самых нищих (1-я группа) выросли за почти пять лет вовсе не в 1,9 раза, а всего на 5,2%; в двух следующих группах произошёл спад доходов на 5,0% и на 0,6%, в оставшихся двух «бедных» группах рост в 3,3 и 6,5%. Совсем другая картина у богатых: у них доходы выросли от 10% у «бедных» богатых и до 37,6% у «богатых» богатых.
Уместно спросить Дмитрия Орешкина: это что, не разрыв народа на две части? Богатые, которым и так уже денег девать некуда (разве что финансовый кризис внесёт коррективы), богатеют быстрее нищих, притом что нищему прибавка в тысячу рублей – уже был бы рост доходов вдвое, а богатый прибавку в тысячу долларов даже не замечает.
Но копнём глубже.
Среднемесячная зарплата по стране составляет 16 тысяч рублей, что по нынешнему курсу примерно 570 долларов. Как у нас считают среднюю зарплату? Берут все зарплатные деньги, да и делят на получающих. Хотя если делить в Москве, то цифры будут совсем не те, чем если делить, скажем, в Соликамске Пермской области.
Но не будем придираться.
Сколько таких, кто зарабатывает 570 долларов и больше? Оказывается, всего 26,6%. Остальные три четверти населения получают меньше или намного меньше.
А можно посчитать по-другому, как это делают, например, в Америке. Находят величину заработка, меньше которого и больше которого получает по 50% населения. Для Америки это – 3400 долларов. Вот вам средняя зарплата. Сделай такое у нас, и ни о каких 570 долларах и речи бы не шло; остановились бы долларах на трёхстах.
А бедные в США – это те, кто живёт меньше чем на 700 долларов; таковых 20% американцев. Государство даёт им пособия, продуктовые карточки и т.д.
Можно ли сравнивать наших бедных с американскими? Легко, потому что если по средним зарплатам мы недотягиваем до Штатов в шесть, если не в десять раз, то зато по ценам, особенно на жильё и на бензин, а в последнее время и на продукты, Америку уже догнали. А кое в чём и перегнали. Так что по американским меркам у нас под 80% населения – бедные! Но в России они таковыми не считаются. По мнению Дмитрия Орешкина, им даже и не надо повышать зарплату, потому что (цитируем) «человек, недобирающий по материальному доходу, может поддерживать статус за счёт, например, интеллектуальных достоинств».
Лично нам Орешкин напрочь отказал в интеллектуальных достоинствах:
«Если не под силу читать специальные книги, гляньте хотя бы в окошко. Даже без калькулятора, с десятью пальцами на руках. Только в Москве на 10 (плюс-минус) миллионов граждан приходится три (плюс-минус) миллиона автомобилей. Близкая картина в прочих крупных городах Отечества. Число машин в личном пользовании давно превысило 20 миллионов. По самой грубой прикидке при колёсах сегодня не менее 50–60 млн. человек, если считать по одной машине на семью и по три человека в семье».
И дальше сообщает, что эти автовладельцы и есть все поголовно тот самый «средний класс», которого мы «в упор не видим» (при том, что мы их видим целых два).
Во-первых, мерить в XXI веке благосостояние наличием машины так же нелепо, как мерить благосостояние в XVI, например, веке наличием вилок. Типа за сто лет до этого вилки были только на столах аристократов, а теперь они есть у всех, и, значит, не стало бедных. Во-вторых, странно, что уважаемый Дмитрий Орешкин, только что пенявший нам, что мы пишем «народ», «народ», а он делится на группы, страты и прочее, сам тут же пишет: «машины», машины» – а ведь они тоже бывают разными. Джипы и малолитражки, иностранные и отечественные и, наконец, новые и старые.
Раз уж наш оппонент любит читать специальные книги, откроем для него статистические сборники Госкомстата. Наша статистика, конечно, весьма своеобразная, но в данном случае не видно причин, почему она должна лукавить. Что есть, то и пишет. В 2007 году наши сограждане купили 2,7 млн. новых авто. Эти покупатели – 2% населения. Средняя семья у нас состоит из 2,7 человека, с учётом чего получается, что 5,4% населения купили новую машину. Но машину не покупают каждый год (хотя бывает и такое), а в среднем её эксплуатируют лет пять, до замены. Действительно, пальцев на руках хватит, чтобы подсчитать: 27% россиян – две с половиной децильные группы – ездят на новых машинах.
А на чём ездят остальные? А остальные ездят на старье. Если Дмитрий Орешкин возьмёт за труд посетить хоть одну из тысяч полулегальных автомастерских, окружающих даже Москву (про другие места и говорить не хочется), то увидит, какие угробища чинят там его сограждане. Впрочем, многие чинят сами: им даже автосервисы не по карману.
А держатся они за свою ржавину, потому что с началом либеральных реформ прежде всего лёг на бок общественный транспорт: в Москве количество маршрутов в первый же год сократилось в разы, как и количество автобусов-троллейбусов на уцелевших маршрутах, и точно так же было вокруг Москвы и вообще повсюду. Прежний объём пассажироперевозок не восстановлен до сих пор. Что неизменно росло, так только тарифы на проезд. Вот и дымят по трассам люди на древних «Жигулях»: ехать с семьёй на дачу в своей машине дешевле, чем в электричке.
Аналогичная картина с путешествующими за границу. Официальной статистике вроде бы и в этом случае незачем подделывать данные о россиянах, ненадолго покидавших Отечество: она уверяет, что за весь 2007 год таковых было 10 млн. человек. Это 7% от всего населения, причём мы не желаем даже рассуждать, сколько из них ездили за границу не отдыхать, а работать – «челночничать» или перегонять те самые старые тачки. А вот из Германии – в которой живёт единый, не разорванный на две части народ и где есть единый средний класс, – на отдых за рубеж ежегодно выезжает 55–60% населения.
Цена квадратного метра жилья в большинстве российских городов равна средней годовой зарплате. Если кто не понял, то опять же покажем на пальцах: чтобы купить квартирку в 40 кв. м, среднему россиянину надо 40 лет не есть, не пить и не одеваться, а копить на квартиру.
Согласно всё той же беспристрастной статистике, в улучшении жилищных условий нуждается половина населения страны, но 90% строящегося в последние годы жилья скупали верхние по доходам 15% наших сограждан. Остальные копят, питаясь с огорода в шесть соток на своей старой даче.
Полагая, что не знаем мы реальной России, а создали в голове своей её «ментальную модель», уважаемый Дмитрий Орешкин пишет о нас: «Не всем дано повзрослеть».
С удовольствием возвращаем эту фразу ему самому.