Эта беседа складывалась на протяжении многих лет от случая к случаю. На последние несколько вопросов Сергей Владимирович ответил совсем недавно.
– Сергей Владимирович, возможно, и неудобно спрашивать вас, как относитесь вы к истории, что она для вас: наука или «наставница жизни»?
– Без истории нет народа, как нет и государства. Человек должен знать прошлое своего Отечества. Желательно, чтобы он знал также историю своей семьи, своего рода. Несметные сокровища хранятся в исторических архивах каждой страны, они дают великолепный материал профессионалам, историкам и писателям. Документы, хранящиеся в архивах, – это память, восстанавливающая историческую правду.
– Вы не раз говорили с гордостью, что являетесь представителем древнего дворянского рода.
– Да, я горжусь своими предками. Документы свидетельствуют: Михалковы – древний русский род. Старинное предание указывает, что «пошёл» он из Литвы… В XV веке многие русские жители этого края, чтобы избежать притеснений со стороны литовских феодалов и не желая переходить в католичество, растворяться в чужой им этнической среде, переселялись на Русь. Выехал в первой половине XV века из Литвы в Тверь, на службу к великому князю Ивану Михайловичу Тверскому, и некто Марк Демидович. От его потомков Киндыревых «ответвились» Михалковы. В сборнике «Старина и новизна» (книга XVII, 1914) записано: «Михалковы в свойстве с Шестовыми, родом Великой Старицы Марфы Ивановны, матери Царя Михаила Фёдоровича. Первым «постельничим» вновь избранного Царя был человек ему не сторонний, а именно Михалков. Связи Михалкова с Шестовым не объясняют ли этот выбор, так как постельничие были люди Царям не чужие».
– Вы один из редких сегодня людей, которые могут сказать, что родились в Российской империи, выросли и возмужали в Советской державе, а живут сейчас в Российской Федерации. Если бы Господь разрешил вам выбрать одно из этих трёх государств, в котором бы вы захотели жить и работать?
– В моём Отечестве, любовь к которому была всегда неизменной.
– А какое значение имеет советский период в вашей судьбе?
– Я воспитан советской школой, и моя сознательная жизнь гражданина и писателя формировалась в советское время, поэтому я вправе считать себя русским советским писателем, который создал всё лучшее в советский период, так же как и многие другие поэты и прозаики моего поколения. Видимо, неслучайно я стал одним из авторов Гимна Советского Союза. Советский период играет в моей жизни большую роль. Я благодарен судьбе, что избежал репрессий при сталинском режиме, что не погиб в дни Великой Отечественной войны и что сегодня, как и 60 лет назад, я не обделён вниманием своих маленьких читателей.
– А в чём секрет ясной лёгкости вашего пера и любви детей к вашему творчеству?
– Видимо, природа одарила меня некоей особенностью: я мысленно умею удаляться в незабвенную страну моего детства и там черпаю силы для вдохновения… А ещё я отдыхаю в этой благословенной стране от бурь и штормов взрослой жизни.
– Учит ли история чему-либо?
– К сожалению, уроки истории мало чему учат политических деятелей. Это очень дорого стоит многострадальному русскому народу. Однако именно этот народ в определённый час проявляет свою способность противостоять враждебным силам. Я верю в Россию, которую нельзя ни понять умом, ни измерить аршином, у которой «особенная стать» и в которую «можно только верить».
– У вас десять внуков и восемь правнуков. Тревожитесь ли вы за их судьбу?
– Не тревожусь. Пусть растут и учатся жить.
– Кого бы вы хотели поблагодарить за помощь, оказанную вам когда-то?
– Бога!
– У вас есть особенная мечта?
– Дожить до того момента, когда Россия станет великой и счастливой.
Беседу вёл