Нередкая парадоксальность ответов Сергея Степашина всегда ошеломляет интервьюеров – выступает ли он в качестве главы Счётной палаты или, как на этот раз, в роли президента Российского книжного союза. Именно экстравагантность мышления экс-премьера побудила корреспондента «ЛГ» обратиться к нему за интервью по случаю 1 апреля и, как уже не раз бывало, заставила отложить заготовленные вопросы и вести беседу «вживую».
– Сергей Вадимович, мы встретились накануне Дня смеха…
– Плакать надо!
– Простите…
– В этом году 1 апреля совпадает с 200-летием со дня рождения Гоголя…
– Разве это повод для уныния?
– А вы знаете, что Хлестаков изнасиловал жену и дочь Городничего?
– Это первоапрельская шутка такая? Мы в школе…
– …это не проходили? А проходили в Питере мимо Александринки? Если будете, загляните. Там на сцене главный герой от жуирства переходит к содомии. Натурально. Таким ремейком отмечена важная дата нашей культурной жизни.
– Это репертуарная постановка?
– Если б была лишь одноразовая первоапрельская перезагрузка пьесы… А так – галушки поперёк горла встали. Оно, конечно, Гоголь писал мистически, в своих религиозных исканиях считал, что люди сольются в братских объятиях. Ну так в братских же…
– Иногда сообщается о российско-украинском диспуте по поводу национальной принадлежности Гоголя. Писатель чей – наш или украинский?
– Гоголь – не Севастополь. Каких-либо юридических актов – правомочных или нет – в отношении одного из самых загадочных писателей XIX века не существует. Он неразделим. Да и как можно отдавать на геополитическое растерзание духовное наследие личности, талант которой пробороздил поверх национальных границ значимую веху в нравственном мире читающего человечества? Это всё равно что насильственно приподнимать веки у Вия.
– А если приподнять…?
– …он бы увидел, что многие персонажи своего создателя востребованы и сегодня. Тот же герой «Ревизора».
– Похоже, у президента Российского книжного союза это самое любимое произведение?
– Среди прочих.
– А самое нелюбимое?
– Конституция.
– ?
– Та, о которой писал Николай Бердяев: «Взятка – вот главная конституция нашей страны». Актуально, не правда ли? Так что гоголевский «Ревизор», только без кавычек, очень даже сегодня востребован.
Записала