Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

«Серьёзная литература – не костыли для больного человека»

01 января 2007

Виктор НИКИТИН

Продолжаем знакомить читателей «ЛГ» с талантливыми авторами, живущими не в Москве. И даже не в Санкт-Петербурге

Прозаик Виктор НИКИТИН родился в Москве, а живёт в Воронеже. Возможно, на его судьбу оказала влияние фамилия, являющаяся своеобразным литературным «брендом» Воронежа. Хотя трудно найти других таких антиподов, как поэт Иван Никитин и прозаик Виктор Никитин. Возможно, конечно, что их творческие идеалы не слишком разнятся, но способы их выражения совершенно разные. Роман В. Никитина «Исчезнут, как птицы» («ЛГ» писала о нём) – загадочное, необычное, ни на что не похожее произведение. Это роман-миф, или, как ещё говорят, роман в романе. Если коротко, то речь в нём идёт о неком «вечном заговоре» – мёртвой материи против живой, посредственностей против творцов, эгоистов против альтруистов, жующих против думающих. «Исчезнут, как птицы» Никитин писал около семи лет. Он далеко отошёл от традиционных форм создания романа, но вполне владеет ими, а самое главное – обладает тем, что многими современными романистами совершенно утеряно – романным мышлением. Ведь роман – это не просто крупное литературное произведение, это часть жизни читателя – от нескольких дней до нескольких недель, – которую он проживает вместе с автором и его героями. Так вошли в наше сознание романы Дюма или Конан Дойла. Никитин возвёл принцип жизни читателя в романе в абсолют: ведь герой его романа – тоже читатель, читающий роман. Мы надеемся, некоторое представление об интересной, ироничной и загадочной творческой манере Никитина даст публикуемый ниже отрывок из его новой повести.
Виктор Никитин ответил на несколько наших вопросов.

– Виктор, в твоём романе «Исчезнут, как птицы» больше всего меня удивило, как вместе уживаются, не мешая друг другу и не противореча, психологическая проза, детектив, авантюрный роман, фантастика, драматические повороты и «чёрный юмор»…

– Как в жизни, наверное. В ней же много всего намешано и сталкиваются разные люди с разными интересами. И каждый видит мир по-своему. Отсюда и разные стили в пределах одной книги.

– Что ты можешь сказать о современной российской литературе?

– Правильнее было бы говорить о положении, в котором она оказалась. Большей частью так называемые рыночные механизмы свели её к самой простой функции: обслуживать, а не служить. Литературу вообще отодвигают куда-то во второй ряд – в лучшем случае. Пожалуйста, лозунг в книжном магазине: «Смотрим фильм – читаем книгу». Никак не наоборот. Таким образом, даже роман «Идиот» Достоевского меняется местами с телесериалом, становится чем-то второстепенным, сырьём для производства основного продукта. Сначала кино, а потом книга. Не будет фильма – значит не будет книги, как товара, не будет события. Серьёзная литература становится чем-то вроде костылей для больного человека. Это такие духовные подпорки. То есть вначале, оказывается, было не слово, а титр «конец фильма». Писателю же в нынешней ситуации непременно надо быть ещё и большим артистом, и даже в большей степени артистом, шоуменом, чем писателем, чтобы привлечь внимание. Впрочем, кроме «потребителей товара» есть ещё и те, кто не принимает участия в шоу и кое о чём догадывается.

– Но у тебя же вышла книга?

– Да, роман всё равно вышел, теперь у него своя сложная жизнь. Это мой ребёнок, с которым я долго нянчился. Кем и чем он станет, покажет будущее.

Давно уже готов у меня сборник рассказов, но я ничего не предпринимаю для того, чтобы сделать из него «товар». Есть какое-то убеждение, что всё должно устроиться само собой, как и многое у нас в России устраивается.

– Над чем ты сейчас работаешь?

– Пишу повесть под названием «Жизнь в другую сторону». Это история человека, который придумывал себе правила жизни и который по большому счёту в ней так и не состоялся. Я занимаюсь исследованием своего героя: как он меняется и что заставляет его меняться.

– В чём ты видишь свою задачу как писателя?

– Я пишу по большей части сложно, с пониманием ответственности за написанное. Каждое слово имеет несколько значений. Моя задача – найти верные значения словам, которые помогут разобраться в том, что происходит внутри и вокруг нас.

Беседу вела Екатерина БАЕВА

Обсудить в группе Telegram

Виктор Никитин

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS