Символично, что открытие ХV юбилейного кинофестиваля состоялось 23 августа, в день 185-летия последнего приезда Александра Пушкина в имение Ярополец, которым владела тёща поэта Наталья Ивановна Гончарова (поэт безуспешно просил у неё денег в долг), – сейчас здесь гостиница, в которой жили участники фестиваля, – а церемония закрытия проходила в День российского кино. Необычно было то, что ХV «Рубеж» впервые проводился летом, а не в ноябре–декабре, как все прошлые годы.
Перемены и неизменное
Я «дебютировал» на этом фестивале одиннадцать лет назад, был членом жюри, а сейчас приехал в качестве журналиста и могу судить о том, как изменились и «Рубеж», и Волоколамск. Город за прошедшие годы точно изменился, правда, до сих пор при почти двадцатитысячном населении здесь нет кинотеатра – те, что оставались от советского периода, исчезли, а новых не построили. Ярополец, где базировались участники фестиваля, изменился в лучшую сторону, старинный дом Гончаровых не стал выглядеть хуже, а вот храм, находящийся рядом с усадьбой, который был полуразрушен, теперь существенно подновлён, в нём даже иногда проводятся службы. Напротив входа в гончаровский дом установлен бюст Пушкина. Традиционно в библиотеке усадьбы состоялся пушкинский вечер. Его очень тепло провела директор творческих программ фестиваля Эльвира Лаврентьева, а солировала актриса Наталья Громушкина. Для участников фестиваля устраивались экскурсии по Волоколамскому кремлю (можно было забраться на колокольню кремлёвского собора, что я и сделал, и увидеть город и окрестности «со своей колокольни»), в музее рассказывали славную древнюю историю города и не менее славную времён Великой Отечественной войны. Желающие также посетили находящийся неподалёку величественный, изумительной красоты Иосифо-Волоцкий монастырь. Впрочем, городские власти не особенно «досаждали» гостям фестиваля. Иногда даже казалось, что фестиваль городу не особенно и нужен. Зачем чиновникам эти хлопоты, связанные с воспитанием патриотизма, с напоминанием о великих предках и славных традициях, зачем заниматься тем, что не приносит моментальной отдачи? Надеюсь, что мне это только показалось.
В рамках фестиваля в ДК «Родники», где шёл конкурсный показ, организаторы провели вечер памяти ушедших участников фестиваля. Горько, что за эти пятнадцать лет ушли замечательные люди, со многими из которых посчастливилось познакомиться и даже подружиться именно на «Рубеже». Актёры Алексей Петренко, Вячеслав Тихонов, Михаил Кононов, Леонид Броневой... Режиссёры Резо Чхеидзе, Игорь Беляев, Джемма Фирсова, Георгий Натансон, легендарный штангист Василий Алексеев, виртуоз-балалаечник Михаил Рожков и многие, многие… Как приятно было встретить одиннадцать лет назад в Волоколамске вернувшегося в кинематограф после большого перерыва Виктора Перевалова, который когда-то поразил всех школьников в фильме «Я вас любил», но вот и его уже нет.
В отчёте о фестивале одиннадцать лет назад я писал: «Когда смотришь многочисленные телеконцерты, часто ловишь себя на мысли, что находишься где-то за границей; а во время церемонии открытия «Волоколамского рубежа» не покидало ощущение, что ты наконец вернулся на родину». Такое же ощущение было и в этот раз: мощно начал вечер Денис Майданов, замечательно выступали заслуженная артистка России Наталья Варлей, народная артистка России Зинаида Кириенко, читал свои стихи и неожиданно проникновенно спел песню о матери родитель «Ералаша» Борис Грачевский, порадовали детские самодеятельные коллективы – огромный зал спортивного комплекса «Лама», где проходило открытие, особенно зрители старшего поколения были тронуты выступлением юных пионеров.
Приветствие фестивалю прислали президент России Владимир Путин, министр культуры Владимир Мединский, глава Союза кинематографистов Никита Михалков, нынешний глава Волоколамского района Андрей Вихарев, а задачу «Рубежа» очень точно выразил его основатель, народный артист России кинорежиссёр Клим Лаврентьев: «…познакомить зрителей и особенно молодёжь с экранным воплощением героизма, любви к Родине, готовности ради Отчизны совершать Поступки. Мы хотим, чтобы состоялся серьёзный, вдумчивый, искренний разговор». Он и состоялся.
Воины, победители
Творческая программа была очень обширной, проведено три конкурса: игрового кино (председатель жюри – президент гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России Кирилл Разлогов), документальных и короткометражных игровых фильмов (председатель жюри – швейцарский режиссёр и продюсер, член Союза кинематографистов России Станислав Попович).
Традиционно серьёзная конкуренция была в конкурсе документального кино, очень много достойных работ претендовали на главный приз. С радостью сообщаем, что его завоевал замечательный фильм «Блокадная кровь», на который мы первыми, ещё в прошлом году, обратили внимание («ЛГ» писала о нём в материале «Донор победы»). Поздравляем автора нашей газеты, писателя Дмитрия Каралиса, написавшего сценарий, и режиссёра фильма Элеонору Лукьянову с заслуженной победой. Отметим, что в создании ленты – и это было его последнее явление в кинематографе – участвовал давний друг «ЛГ» писатель Даниил Гранин.
Специальный приз Оргкомитета фестиваля глава района вручил герою фильма-портрета «Счастливая звезда генерала» (режиссёр Вячеслав Гугуев, г. Владикавказ) командующему дальней авиацией ВКС России, генерал-лейтенанту, Герою России Сергею Кобылашу. Лента «Надежды маленький оркестрик» (Владимир Вороков и Марина Мисостишхов, г. Нальчик) о кадетах Северного Кавказа удостоена приза Союза городов воинской славы, а дипломов жюри – фильм о первых чекистах «ВЧК» (режиссёр Светлана Калинина, Россия) и киноповествование о легендарном лётчике, ставшем победителем не только в небе, но и в тяжёлой атлетике и конном спорте – «Звёздное эхо Михаила Громова» (Николай Малецкий, Россия). Специальный приз жюри – у фильмов «Выбор полковника Абеля» (Екатерина Толдонова, Россия) и «Бессмертный полк. Слово о фронтовых поэтах» (Вахтанг Микеладзе, Надежда Шишова, Россия).
Приз главы Волоколамского района вручили документальному сериалу выдающегося иркутского режиссёра-документалиста Александра Голованова «Сибирские дивизии. Засекреченный подвиг» о вкладе сибиряков в оборону Москвы и победу в войне. Показ этого сериала 2005 года был «специальным событием фестиваля», после демонстрации его жарко обсуждали зрители, задавали вопросы создателю, а он на них очень интересно отвечал.
Мне очень жаль, что никак не был отмечен фильм Сергея Русакова о Лидии Скобликовой – «Забег. Стать чемпионом-3» – возможно, это потому, что швейцарец – председатель жюри не жил в России в начале 60-х и не знает, что для нас значит легендарная уральская рекордсменка, олимпийские результаты которой не превзойдены до сих пор. Сейчас она – мудрый тренер. Здоровья и успехов ей в работе с молодыми спортсменами!
Первозданная
Отдельно хочется остановиться на ленте «Таня» (режиссёр Павел Мирзоев, сценарист Эльга Лындина), которая получил диплом Госфильмофонда Российской Федерации «За бережное и эмоционально-убедительное использование материалов киноархивов». Но думается, не это самое главное её достоинство, хотя, конечно, смотреть архивные французские интервью потрясающе искренней и непосредственной, прелестной и юной Татьяны Самойловой, где в качестве переводчика выступал народный артист СССР Сергей Юткевич, а также другие сохранённые Госфильмофондом кадры, было чрезвычайно интересно.
Создатели фильма, рассказывая о феномене Самойловой, сосредоточились на её уникальной актёрской индивидуальности, на судьбе актрисы, сыгравшей всего четыре большие роли в кино, но вошедшей в историю, прожившей 80 лет и умершей в день своего рождения. Никаких сплетен и «постельных сцен» из личной жизни героини, никаких пересудов о браках, разводах, скандалах, которые неминуемо случаются в актёрской среде и которые неминуемо отвлекли бы от сути дела. Обойтись без клубнички в стиле Малахова по нашим временам это подвиг.
Замечательно точные слова о героине в фильме говорил режиссёр Вадим Абдрашитов. Она не просто актриса, а явление в кинематографе, именно явление, ни на кого не похожая. Её Анна Каренина из многих других единственная – полностью соответствовала Толстому. Она сыграла смятение женщины, которой овладела страсть. Она сама удивлялась себе, её несло, и она ничего не могла с собой поделать.
Были показаны пробы Иннокентия Смоктуновского на роль Каренина, к сожалению, в фильм не вошли очень неожиданные и удачные пробы Андрея Попова на эту же роль. Его не утвердили (Каренина сыграл Николай Гриценко), по-видимому, потому что Попов чересчур переместил бы фокус произведения с несчастной Анны на несчастного Каренина. Возможно, по той же причине режиссёр Михаил Швейцер не утвердил Самойлову на роль Катюши Масловой – пронзительные пробы, где она кричала «Не виновата я!», тоже показали – в случае участия Самойловой внимание бы сильно переместилось с Нехлюдова на Маслову. Жаль, что в «Тане» не хватило времени на упоминание об одной из последних ролей Самойловой – в фильме «24 часа» (2000), в котором она сыграла мать двух сыновей-
гангстеров – она из совершенно другой среды и даже не догадывается, чем занимаются её детки. Слишком не от мира сего. Это щемящее трагическое несовпадение очень характерно для актрисы, которая шестьдесят лет назад покорила Канны и свела с ума всю Францию. После феерического успеха «Журавлей» через десять лет она могла триумфально вернуться в Канны с «Анной Карениной», но из-за студенческих волнений фестиваль тогда был отменён, и Самойлова прилетела в Канны только в 1990-м, чтобы получить награду за вклад в киноискусство. Спасибо Эльге Лындиной и Павлу Мирзоеву за возможность вспомнить и ещё раз поразмышлять о Самойловой, как об уникальном явлении в отечественном кинематографе.
И необходимое добавление о продюсерском беспределе. Недавно на выборгском фестивале «Окно в Европу» с «Таней» случился скандал: лента была показана в изуродованном виде (продюсеры самовольно «улучшили» фильм так, что режиссёр его не узнал и потребовал убрать свою фамилию из титров). В Волоколамске был продемонстрирован авторский вариант «Тани», надеемся, что и в дальнейшем фильм продолжит своё существование в первозданном виде.
Очень печально, что в нашем кинематографе главными людьми стали продюсеры. К сожалению, в очень редких случаях они думают о произведении искусства, а не том, как «срубить бабло по-лёгкому», и потому с презрением относятся к творцам. Это касается не только кино.
Короткий метр
Специальными призами в конкурсе короткометражных игровых фильмов были отмечены: с формулировкой «За нравственный выбор героя между прощением и местью» лента «Отец» режиссёра Тимура Квеквескири (Россия–Абхазия), а «Свет в армейском ботинке» Бабака Набизаде (Иран) – «За трогательный поклон всем тем, кто не вернулся с войны».
Победила же российская лента Ивана Снежкина «Три товарища», снятая по давнишнему рассказу Леонида Пантелеева «Честное слово». Чтобы оно не выглядело совсем уж фантастическим, произведение творца «Республики ШКИД» пришлось подтянуть к нашему времени. Появилась перекличка поколений, так сказать, через поколение. Пришлось додумать сценарий.
Старику (Сергей Шакуров), совершавшему прогулку по парку, стало плохо, он хочет вызвать «скорую», но как обозначить адрес аллеи парка? Звонит другу-генералу (Владимир Ильин), но и у того гипертонический криз – не стал ему жаловаться. Кого ещё просить о помощи? Пришлось выбираться самому. Еле живой, он натыкается на мальчишку, который дал честное слово стоять на посту пока его не сменит старший по званию. И ни за что не хочет идти домой. Поверить в это сейчас трудно, но юному артисту Грише Анурину я поверил – наверное, у его героя дед воевал и отец военный, может, он так воспитан и свято относится к воинскому долгу. Над ним подшутили, а он к игре отнёсся очень серьёзно. Верю, такое может быть даже в наше циничное время, когда с пелёнок дети играют со смартфоном, отучены читать, а знания черпают из каналов «Пятница» или «Юмор-ФМ», но сколько детей мы видели на марше «Бессмертного полка»!
В конце концов друг-генерал отложил болезнь, надел форму и пришёл на выручку. Неожиданно получилось и очень трогательно.
Патриот
Я был очень удивлён тем, что среди номинантов «полного метра» не было ни одного из недавних победных патриотических фильмов из России от «Коловрата» до «Тренера». Но было много достойных фильмов из-за рубежа. Приз Музея Победы «За память о героях Великой Отечественной войны» получил фильм «Не игра» Игоря Пашкевича (Беларусь), а специальный приз жюри «За воплощение темы нравственной красоты человека» присуждён киргизскому фильму «Саякбай. Гомер XX века» (Эрнест Абдыжапаров).
Диплом жюри «За яркие портреты первопроходцев Русского Севера» получил фильм «Первые» Дмитрия Суворова (Россия). Из российских награждены также ленты, о которых мы писали, уважая выбранную тему, но без особого восторга – «Со дна вершины» (Яна Поляруш, Тамара Цоцория, Константин Кутуев) о горнолыжнике-инвалиде, который после ампутации стоп сумел вернуться в большой спорт; «За яркое воплощение воли к победе» награждён исполнитель главной роли Павел Шевандо, приз зрительских симпатий получило «Холодное танго» Павла Чухрая о двух обожжённых войной влюблённых в Литве, исполнительница главной роли в этом фильме Юлия Пересильд признана лучшей актрисой. А актёром – Константин Хабенский, поставивший «Собибор» и сыгравший в нём главную роль. Фильм этот получил также приз Российского военно-исторического общества «За воплощение на экране героической истории Отечества».
Лучшим же неожиданно признан был узбекский фильм «Стойкость» (режиссёр Рашид Маликов). Чем-то он мне напомнил ситуацию одиннадцатилетней давности. Тогда надежду на возрождение российского кинематографа дали две замечательные, многократно награждённые, но очень разные ленты: «12» Никиты Михалкова (помню, как чествовали этот фильм в 2007-м на «Волоколамском рубеже») и «Остров» Павла Лунгина. Однако в них было одно общее: герои обеих кинокартин вынуждены были, как Гамлет, повернуть глаза зрачками внутрь, в свою душу. Действие узбекского фильма с изумительными каракалпакскими пейзажами (оператор Баходыр Юлдашев) и музыкальным сопровождением (композитор Дмитрий Янов-Яновский) происходит в 1989 году в Узбекистане. Главный герой (Карим Мирхадиев), бывший капитан Советской армии, воин-афганец узнаёт, что он серьёзно болен и жить ему осталось недолго, значит, пришло время – нельзя уже откладывать – сделать то, что должно. Провести в школу воду, помириться с сыном и – ему постоянно является погибший в Афгане друг – навестить сослуживца, который виноват в гибели друга и… Финал в этой неспешной ленте абсолютно неожиданный, очень человечный.
Что же тут военно-патриотического? Когда солдат делаетвсё, что должно, то, что возможно, когда он вершит справедливость, делает что-то важное не для себя, а для других, то это и есть патриотизм. Не на словах, которых мы слышим очень много, а на деле. Посмотрите, много ли таких вокруг, таковы ли люди, с которыми приходится общаться, таковы ли чиновники, которые по службе должны отстаивать интересы народа, а не только свои шкурные? И таковы ли мы с вами? Примеры патриотического служения, которое является внутренней необходимостью, велением души, зрители увидели в «Стойкости» и в других фильмах «Волоколамского рубежа». Желаю фестивалю здоровья! Ни шагу назад!
Александр Кондрашов