Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 07 мая 2014 г.
  4. № 18 (6461) (07.05.2014)
Библиосфера

Северный ветер и его невеста

07 мая 2014

Устное народное творчество эвенов северо-востока России изу­чено ещё слабо. Мифы и легенды эвенов одним из первых записала и поведала миру российский лингвист Вера Цинциус (1903–1983). Её сборник «Творчество народов Дальнего Севера» вышел в Магадане в 1958 г. И всё-таки родоначальником эвенской литературы считается автор первой эвенской повести «Моё детство» Николай Тарабукин (1910–1950) – ученик Цинциус. Первая эвенская книга увидела свет в 1854 г. в Москве в Синодальной типографии. Это был эвенский перевод Евангелия от Матфея, выполненный русским священником Стефаном Поповым (1827–1897). Кроме перевода Евангелия, Попов в 1858 г. предложил к публикации первую эвенскую азбуку. Она получила название «Тунгусский букварь с молитвами».

Большую работу проделал советский учёный-этнограф Владилен Туголуков (1924–1986). По итогам длительной экспедиции в 1985 г. вышла монография «Тунгусы Средней и Западной Сибири».

Следующее исследование проводила старший научный сотрудник Сибирского отделения РАН Анна Мыреева (1930–2012), выпустившая в 1990 г. книгу «Эвенкийские героические сказания».

Ещё раньше, в 1930-х годах, три эпических сказания эвенов от певца-сказителя Николая Мокроусова (1839–1937) в посёлке Арка Охотского района записал русский учитель Николай Ткачик (1905–1944). Но широкому кругу читателей эпосы «Чибдэвэл», «Геакчавал» и «Дэл­гэни» совершенно незнакомы. Его тетради несколько десятилетий пролежали в архиве Якутского научного центра АН СССР (ныне РАН), но позже, в издании 1986 г., в искажённой редакции вышел лишь «Эпос охотских эвенов», куда вошли не все им собранные мифы и легенды. А подлинные рукописи Ткачика пропали.

Язык эвенов изучал и крупный учёный-северовед, директор Института проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения РАН Василий Роббек (1937–2010). А до него, в 20-х годах прошлого столетия, так подробно изучал эвенскую культуру и, в частности, эвенский (ламутский) язык известный этнограф и лингвист Владимир Тан-Богораз (1865–1936). Он же начал издавать студенческий краеведческий журнал Института народов Севера «Тайга и тундра». Первый номер этого издания вышел в 1928 г. Ну а сегодня от всего этого остались только воспоминания.

20 лет понадобилось собирателю эвенских мифов, легенд и преданий Евгению Трофимову, чтобы издать все три тома своих трудов. Более 40 лет он кочевал по северу Хабаровского края, в Охотском районе, а теперь осел в Хабаровске, где и сумел систематизировать и изложить все свои записи из путевых блокнотов о встречах с эвенами.

Заключительный, третий том эвенских сказок называется «Лебеди садятся отдыхать», напечатанный совсем недавно в Хабаровской краевой типографии. Издание не получилось бы без помощи правительства края, выделившего полмиллиона на печать.

Два других тома – «Сказки золотого оленя» (1998) и «Невеста северного ветра» (2003), напечатанные микротиражом (по 300 экз.) тоже в Хабаровске, уже стали библиографической редкостью. За ними любители и почитатели народного творчества ездили аж в Охотск. Именно там Евгений Трофимов и начинал собирать свои мифы, туда же и отдал большую часть тиража.

Трофимов прибыл в Охотск в далёком 1964 г. Работал в рыболовецкой бригаде колхоза «Красный эвен». Ходил боцманом на рыболовном сейнере. А в выходные знакомился с бытом и нравами национальной деревни.

– За эвенским селением Черпулай в Охотском районе шумел в тайге олэн – водопад. Вокруг этой заводи врастали в землю много больших и маленьких камней. А рядом не было ни гор, ни сопок. Самые близкие горы отрога Джугджура далеко стояли отсюда. Так откуда же вокруг заводи взялись камни? Интересно мне стало. И я пошёл, – вспоминает Евгений.

Там и записал свой первый рассказ исследователь национального фольклора. В селении Черпулай старики ему сказали, что когда-то давно на луг около заводи съезжались из разных стойбищ эвены. Первым делом юноши состязались в скачках на оленях, затем уходили к дальним горам и на плечах приносили камни к праздничному костру. И там уже рассказывали сказки.

Сегодня нет всего этого. Нет и древнего стойбища, которое располагалось когда-то на этом месте. Можно лишь определить его остатки по полуистлевшим брёвнышкам, по каменным наконечникам копий и стрел, которые изредка попадаются даже при неглубокой раскопке. Безлюдье и тишина царят вокруг заводи. И камни...

Именно тогда он и услышал от Гавриила Колесова эвенскую сказку про нютэкана – смоляного оленёнка. Запала в душу Трофимова эта сказка своей незамысловатостью сюжета и глубиной смысла. Обработал он её и отдал в редакцию районной газеты «Охотско-эвенская правда», редактору Илье Липину. Тот и рекомендовал собрать сказок побольше и издать книжкой. Так Евгений Трофимов и стал собирателем эвенских мифов и легенд.

А вторая часть новой книги «Лебеди садятся отдыхать» – уникальные эвенские стихи. Сам Евгений Трофимов придумал литературный ход – волшебное сквозное дупло большой старой лиственницы, куда летом съезжались эвены, устраивали праздник и по очереди, из дупла, читали свои творения.

Иллюстрировали все книги Трофимова художники Геннадий Павлишин, безвременно ушедший Александр Овчинников, Юлия Хороших и др.

В ЮНЕСКО, объявившей десятилетие аборигенов во всём мире, нашли, что созданные фольклорные творения Евгения Трофимова – одни из лучших в России среди современной литературы 28 северных народностей, проживающих у нас в стране от Мурманска до Чукотки.

Об этом писателю письмом сообщил ответственный секретарь комиссии РФ по делам ЮНЕСКО Григорий Орджоникидзе. В комиссии предпринимают попытки перевести эти три тома на английский язык и издать для всего мира большим тиражом. Но пока безрезультатно. Может быть, найдутся спонсоры?

Константин ПРОНЯКИН

Тэги: Север
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Приближение к деятельности

    13.04.2022
  • Северянин с горячим сердцем

    14.12.2021
  • Кафедра прикладного героизма

    12.10.2021
  • «Два океана» в Музее Пушкина

    20.05.2021
  • Стихи, дороги, облака...

    09.02.2021
  • Стихи, дороги, облака...

    50 голосов
  • Кафедра прикладного героизма

    16 голосов
  • Невозможен и старомоден

    14 голосов
  • Приближение к деятельности

    5 голосов
  • Северянин с горячим сердцем

    4 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS